США, реализуя план развития системы ПРО в Европе, не предоставляют гарантий ее ненаправленности против России, заявил во вторник заместитель начальника оперативного управления Объединенного штаба Центрального военного совета КНР генерал-майор Цай Цзюнь.
«В действительности она представляет прямую угрозу безопасности России», — конкретизировал китайский генерал.
Ранее Цзюнь заявлял, что Вашингтон «сознательно преувеличивает угрозу, исходящую из так называемой зоны возможного ракетного удара, развивает систему ПРО, значительно превосходящую реальные потребности защиты своей территории».
Синхронно с китайским коллегой высказались и в российском Генштабе. Конфигурация и противоракетный потенциал американской системы противоракетной обороны неадекватны уровню реальных и прогнозируемых ракетных угроз для США, отметил Виктор Познихир. Свое заявление представитель военного ведомства сделал во время брифинга «Глобальная эшелонированная система ПРО США как угроза военной безопасности России и Китая и стратегической стабильности в мире».
По его словам, Северная Корея в настоящее время только демонстрирует возможности по созданию баллистических ракет большой дальности. Вести речь о ракетной угрозе со стороны Ирана после заключенных договоренностей по его ядерной программе в Москве считают неуместным, добавил он. Тем не менее США продолжают расширять систему ПРО, подчеркнул Познихир.
«Таким образом, под предлогом противодействия северокорейской и иранской «ракетным угрозам» развертывается система, предназначенная в первую очередь для борьбы с российскими и китайскими ракетами», — сказал генерал.
США против лидерства Китая
Еще два-три года назад сам Китай неоднократно заявлял, что американские системы ПРО беззащитны против межконтинентальных ракет Китая и России, отметил китаевед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
По его словам, это был серьезный тезис китайской военной пропаганды.
«Пекин ранее заявлял, что ЗРК «Патриот», которые стоят на вооружении США в системе ПРО, не смогут обнаружить запуск ракет из акватории Азиатско-Тихоокеанского региона рядом с Китаем.
В итоге США отреагировали тем, что разместили свои ПРО близко от Китая», — рассказал Маслов.
Другая причина, по мнению эксперта, в том, что США понимают, что утрачивают политические позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай там наращивает свою мощь и становится лидером.
«Вашингтон вернулся в этот регион с защитной доктриной — США готовы накрывать своим зонтиком ПРО прежде всего Южную Корею, возможно, Японию, выступая модератором потенциальных вооруженных конфликтов, что Китаю, конечно, не нравится».
В начале сентября американский и южнокорейский президенты подтвердили развертывание системы ПРО THAAD в Южной Корее.
Несмотря на то что Барак Обама подчеркнул, что это исключительно оборонительная система, чтобы сдержать угрозу со стороны КНДР, Китай отреагировал на эту новость крайне негативно.
Лидер КНР Си Цзиньпин заявил, что размещение комплексов ПРО THAAD в Южной Корее «может усугубить существующие конфликты».
В понедельник Южная Корея и США начали совместные военно-морские учения Invincible Spirit 2016 («Непобедимый дух»). Как сообщало агентство «Рёнхап», учения впервые будут проходить вокруг всего побережья Южной Кореи — в Желтом и Японском морях, а также у самого южного острова Чеджудо.
В свою очередь Россия и Китай запланировали вторые совместные учения по противоракетной обороне, а 19 сентября страны завершили совместные семидневные военные учения в Южно-Китайском море.
Здесь есть продолжение координации действий России и Китая в плане антиамериканской военной риторики, считает Маслов.
По его мнению, именно в военной области у России и Китая самая тесная и успешная координация.
Что касается отношений США и Китая, несмотря на развитие торгово-экономических отношений, военно-политические конфликты между странами серьезно обостряются.
«Речь идет не только о противостоянии США позиции Китая по островам в Южно-Китайском море, но и о попытках переброски новых видов вооружений США в этот регион. И, как следствие, Китай заявляет об избыточности американского ПРО. Тем самым Вашингтон, по сути, возвращается к гонке вооружений, что, конечно, очень невыгодно сейчас и Пекину. Поскольку Китай только-только начинает развивать свои ракетные комплексы и, наверное, опасается, что не выдержит гонки с США», — считает Алексей Маслов.
Он отметил, что система ПРО угрожать в чистом виде России или Китаю не может, речь идет о политических факторах.
Пекин и Москва обеспокоены тем, что в связи с этим придется увеличивать свои расходные статьи, объяснил эксперт.
Однако в развертывающемся американо-китайском противостоянии у Пекина есть свои преимущества, уверен ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.
Он напомнил, что официальный военный бюджет Китая составляет менее 1,5% ВВП, что гораздо меньше среднемирового уровня (2,3%) и намного ниже американского уровня (около 4%).
«Китай обладает существенными резервами по повышению доли военных расходов по отношению к ВВП, такие возможности отсутствуют у большинства его оппонентов», — считает Кашин.
По его словам, даже с учетом скрытых статей китайские военные расходы на оборону, по оценке Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI), не превышают 2% ВВП.
При этом развитие систем ПРО, стратегических ядерных сил и строительство системы предупреждения о ракетном нападении являются важнейшими приоритетами для Китая в военно-технической сфере и отвлекают на себя гигантские ресурсы.
Еще в начале 2000-х годов Пекин был на одном из последних мест среди постоянных членов Совета Безопасности ООН по числу развернутых ядерных боеголовок. Сейчас он единственная официальная ядерная держава, стабильно наращивающая численность готовых к применению ядерных зарядов.
Хотя, как отмечает Кашин, по-прежнему сильно уступает в этом отношении России и США. Согласно большинству оценок, количество развернутых китайских боеголовок не превышает 250. У России и США — более 400.
«Американцы пытаются окружить Россию»
Москва надеется, что Россия и США рано или поздно достигнут договоренности по ПРО, заявил журналистам первый заместитель начальника главного оперативного управления российского Генштаба генерал-лейтенант Виктор Познихир.
«Мне бы хотелось верить, что такая договоренность рано или поздно будет достигнута», — сказал представитель военного ведомства. Он с сожалением отметил, что в настоящее время «это сделать намного сложнее, чем в 2011–2012 годах, когда у нас США был диалог по ракетной тематике». Сегодня же «взаимоотношения между Россией и США находятся не на самом лучше уровне, и контакты по военной области свернуты», объяснил Познихир.
В 2011 году США объявили о своем одностороннем выходе из Договора по противоракетной обороне, подписанного Москвой и Вашингтоном в 1972 году.
«Американцы действительно пытаются окружить Россию, якобы в оборонительных целях, с разных сторон. Сейчас они разворачивают свои системы ПРО в Польше, Румынии, Чехии. Но дело в том, что это оружие двойного назначения, то есть не только оборонительное, но и наступательное. Сейчас они разворачивают также системы, способные вести борьбу и с наземными целями», — объяснил «Газете.Ru» озабоченность Москвы экс-начальник военной Академии воздушно-космической обороны Анатолий Хюпенен.
По мнению России, размещение пусковых установок ПРО США в Румынии и Польше нарушает Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Как рассказал во вторник Познихир, речь идет об универсальных установках вертикального пуска Мk.41, которые помимо противоракет служат для запуска крылатых ракет Tomahawk. На базах ПРО в Румынии и Польше используются именно эти пусковые.
Под ударом американских крылатых ракет может оказаться практически вся Европейская часть России, подчеркнул представитель Генштаба.
«При этом переоснащение пусковых установок Мk.41 крылатыми ракетами Tomahawk на базах в Европе и на кораблях ПРО может быть осуществлено скрытно и в короткие сроки», — добавил Познихир.
Потенциал системы американской ПРО применительно к крупным ядерным державам, таким как Россия и Китай, имеет смысл только в контексте наносимого со стороны США превентивного обезоруживающего удара, объяснил «Газете.Ru» президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
«Система ПРО должна нивелировать ответный потенциал. Она заведомо недостаточна в случае первого удара со стороны ядерной державы, — говорит Ремизов. — В связи с этим возникает вопрос: а смогут ли оставшиеся ракеты достичь территории противника? Сегодня однозначного ответа на этот вопрос нет. Но через 10 лет этот ответ может быть неблагоприятным для нас. К примеру, в Генштабе говорят, что американские ракеты-перехватчики могут уже на начальном участке траектории сбивать баллистические ракеты. Плюс в США разрабатывается гиперзвуковое оружие, что повышает мощность ПРО».
С другой стороны, по словам эксперта, эта проблема решаема — прежде всего наращиванием наступательных возможностей. Естественно, Россия скоро будет смотреть на договоры по ограничению таких вооружений совершенно по-иному, констатирует Ремизов.
«Нам необходимо садиться совместно с США и готовить равноправное, взаимовыгодное соглашение в области ПРО, которое снимет озабоченность и России, и Китая. Такое юридически обязывающее соглашение позволило бы обеспечить взаимный контроль противоракетных систем, а также самое главное — предсказуемость их развития», — объяснил в свою очередь стремление России генерал Познихир.
Однако, по мнению военачальника, США не воспринимают инициативы России заключить договоренности, снимающие озабоченности по системе ПРО.
По словам Познихира, Москва неоднократно обращала внимание Вашингтона на то, что их противоракеты могут угрожать космическим аппаратам российской и китайской орбитальных группировок.
Познихир отмечает, что США отказываются предоставить гарантии ненаправленности своего противоракетного потенциала против России, блокируют на Конференции по разоружению в Женеве российско-китайские инициативы в области предотвращения размещения оружия в космосе, применения силы и угрозы силой в отношении космических объектов. По мнению российской стороны, такие действия не добавляют доверия к заявлениям США о том, что ракеты и спутники России и Китая не рассматриваются в качестве целей для создаваемой системы ПРО.