В понедельник исландские СМИ растиражировали сообщение пилота гражданской авиации, который утверждает, что видел, как два российских военных самолета приблизились к пассажирскому лайнеру, летевшему из Рейкьявика в Стокгольм. Пилот исландского борта рассказал, что бомбардировщики Ту-22М3 были с выключенными транспондерами. Инцидент якобы произошел в четверг недалеко от границы с Норвегией.
«Я посмотрел из окна и вскоре увидел, как два российских бомбардировщика летят строем», — цитировало летчика издание Local.
По его словам, российские летчики не сообщили о своих планах местным диспетчерам.
На следующий день МИД Исландии заявил, что бомбардировщиков было уже не два, а три. При этом дипломаты сообщили, что это были не Ту-22М3, а Ту-160. По данным исландского внешнеполитического ведомства, они пролетели на 1800–2700 м ниже гражданского борта. В связи с этим исландский МИД выразил России свое недовольство.
«Мы неоднократно возражали против пролетов неопознанных российских самолетов из-за угрозы, которую они могут представлять пассажирским самолетам», — отметили в дипломатическом ведомстве.
Когда военные самолеты летают, не связываясь с авиадиспетчерами, контролирующими заданное воздушное пространство, то они действительно создают угрозу опасного сближения с гражданскими самолетами и осложняют работу авиадиспетчеров, соглашается обозреватель журнала «Взлет» Александр Велович.
Однако, по словам эксперта, расстояние в 2 км не опасное, если речь идет об эшелонировании по высоте.
«Когда проходит пересечение маршрутов, допустим, двух гражданских самолетов — если оба они летят под управлением авиадиспетчеров, — такое расхождение по высоте не является опасным. Вообще создание интервалов по высоте даже может быть на 350 м — и ничего», — рассказал Велович.
Риск в этой ситуации заключается в том, что самолет, который летит без управления авиадиспетчеров и с выключенными транспондерами, может по какой-либо причине сменить высоту и таким образом создать аварию, объяснил эксперт.
В российском Минобороны назвали сообщения об опасном сближении российских самолетов с гражданским лайнером над Норвежским морем «плодом фантазии» исландцев.
Официальный представитель ведомства генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что в четверг Ту-160 выполняли задачи по плану воздушного патрулирования над северо-восточной частью Атлантического океана. При этом самолеты летели с включенными транспондерами и на безопасном удалении от гражданских самолетов.
«Подчеркну, что маршрут наших самолетов проходил над акваторией Баренцева и Норвежского морей в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства. Беспочвенность обвинений подтверждает путаница в заявлениях исландских дипломатов и пилотов о типах и количестве якобы увиденных ими российских самолетов», — заявил Конашенков.
Все военные самолеты, и российские, и натовские, летают с выключенными транспондерами, рассказал «Газете.Ru» почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС летчик-испытатель Магомет Толбоев.
«Есть маршруты международные для гражданских самолетов, и есть отдельные военные маршруты, которыми мы идем, чтобы бомбить Ирак, Сирию, — пояснил летчик. — Все они предварительно согласовываются. И если мы выполняем боевое задание, например, в Сирии, то северный маршрут у нас так и проходит: сначала Норвегия, дальше через Англию, а затем выходим в Атлантический океан. Российские самолеты летают там, где им положено. Поэтому гражданские летчики, которые что-то там видят, пусть со страху не падают со своих кресел».