Российский трассовый радиолокационный комплекс «Утес-Т», расположенный в поселке Усть-Донецке Ростовской области и предназначенный для управления воздушным движением самолетов на трассах гражданской авиации, не зафиксировал ракету, выпущенную по малайзийскому Boeing МН17 в июле 2014 года. Об этом рассказал на брифинге в московском Центре управления повседневной деятельностью Воздушно-космических сил начальник радиотехнических войск ВКС генерал-майор Андрей Кобан.
По его словам, если бы гражданский самолет сбила ракета ЗРК «Бук», выпущенная из любого района, находящегося восточнее точки катастрофы — в районе населенного пункта Снежное, то она была бы зафиксирована в данных первичной радиолокационной информации комплекса «Утес-Т».
Во время брифинга журналистам российских и иностранных изданий военные продемонстрировали запись с мониторов усть-донецкого радиолокатора, на которых был виден МН17 в последние минуты и секунды до катастрофы.
Кобан обратил внимание журналистов на зафиксированную траекторию барражировавшего у самой границы с Украиной летательного аппарата. По словам военного, это след российского беспилотника «Орлан-10», который был обнаружен гражданской РЛС, несмотря на свои небольшие размеры (длина около 2 м) и корпус из композитных материалов.
«В сравнении с ним ракета ЗРК «Бук» имеет длину более 5,5 м, диаметр — 0,4 м, размах рулей — около 1 м. Ракета выполнена из металла, имеет большую эффективную отражающую поверхность по сравнению с беспилотным летательным аппаратом и представляет собой цель более простую для обнаружения радиолокатором», — заверил командующий.
Однако генерал подчеркнул, что технические возможности российских средств объективного контроля «не позволяют сделать вывод о том, был ли произведен пуск ракеты с территорий, находящихся южнее или западнее точки катастрофы». По его мнению, прояснить ситуацию с возможным пуском ракеты с этих территорий, на момент крушения МН17 подконтрольных ВСУ, могли бы космические снимки, о существовании которых заявляли в США и на Украине.
На брифинге присутствовал и заместитель главного конструктора научно-производственного объединения «Лианозовский электромеханический завод» — производителя «Утес-Т» — Виктор Мещеряков.
Специалист подчеркнул, что усть-донецкий радиолокатор не зафиксировал также никаких других воздушных судов, кроме двух гражданских самолетов, к востоку от Boeing в последние моменты его полета.
Первый из них пересекался с Boeing МН17 задолго до разрушения самолета в воздухе, а второй находился в момент катастрофы более чем в 30 км от места инцидента.
По словам Мещерякова, Boeing МН17 был обнаружен ростовским радиолокатором на дальности 404 км от Усть-Донецка в диапазоне первичной радиолокационной информации, а затем на дальности 362 км — во вторичной (то есть «Утес-Т» уловил уже не отраженные радиоволны, а сигнал от бортового оборудования самого Boeing).
Кобан уточнил, что у украинской стороны имеется дополнительная информация о воздушной обстановке в районе крушения малайзийского самолета, как от гражданских, так и от военных источников. «Тот факт, что Украина до сих пор не обнародовала информацию с РЛС, позволяет предположить, что место пуска ракеты, если это был «Бук», находилось на территории, подконтрольной ВСУ», — подчеркнул генерал.
Официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков во время брифинга подчеркнул, что расследование трагедии в небе над Донецкой областью идет «по ложному следу». «Украинская сторона неслучайно утаивает от следствия, родственников погибших и мирового сообщества информацию, которая позволила бы установить полную картину катастрофы», — утверждает Конашенков. Маршрут МН17 контролировался украинской системой ПВО, напомнил представитель Минобороны.
«Киев до сегодняшнего дня так и не обнародовал информацию о расположении своих военных расчетов ЗРК «Бук» в день катастрофы, переговорах диспетчеров, в первую очередь — военных, данные об активности в день катастрофы своих РЛС, о работе украинских систем ПВО и показания свидетелей», — сказал Конашенков.
На прошлой неделе Лианозовский электромеханический завод (далее — АО «НПО «ЛЭМЗ», входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей») сообщил, что данные с Усть-Донецкого трассового радиолокатора «Утес-Т» были получены специалистами предприятия в конце июля 2014 года в рамках проведения плановых сервисных работ по замене носителей информации с головных процессоров. Среди прочего на них содержались и данные о воздушной обстановке за 17 июля 2014 года в районе катастрофы малайзийского Boeing над Украиной.
Как уверяют на предприятии, до недавнего времени изъятые носители информации хранились исключительно на самом ЛЭМЗ «с целью дальнейшего контроля качества работы системы: выявления и анализа возможных неисправностей и предотвращения вероятных ошибок в работе комплекса».
«В июле 2016 года после официального запроса Следственного комитета Российской Федерации в АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» о предоставлении для помощи международному расследованию всей имеющейся информации о катастрофе малайзийского самолета были направлены соответствующие запросы на предприятия, входящие в состав концерна, в том числе и в АО «НПО «ЛЭМЗ», — говорилось в сообщении. — Специалисты завода, проверив хранящуюся на предприятии для контроля качества работы ТРЛК архивную информацию, выявили наличие возможно интересующих следствие материалов за 17 июля 2014 года. Речь идет о так называемых первичных радиолокационных изображениях воздушного пространства в необработанном виде».
Соответствующие данные были переданы в Следственный комитет России для изучения и дальнейшей передачи голландской стороне.
В 2014 году в Минобороны заявляли, что в день крушения MH17 российскими РЛС был зафиксирован набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малайзийского Boeing 777.
Удаление самолета Су-25 от Boeing 777 составило от 3 до 5 км. «По своим характеристикам Су-25 способен кратковременно достигать высоты в 10 000 м. В состав его штатного вооружения входит ракета класса «воздух-воздух» Р-60, способная захватывать и поражать цель на удалении до 12 км, а гарантированно на дальности до 5 км», — подчеркивалось в сообщении.
Информацию военные подтвердили видеокадрами работы Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения.
Позже официальный представитель СК Владимир Маркин заявил, что российские следователи получили показания украинского летчика, подтвердившего причастность к катастрофе Су-25 вооруженных сил Украины.
Опубликованных данных недостаточно, чтобы сделать серьезные выводы, объяснил «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба Войск ПВО генерал-полковник авиации Игорь Мальцев. «Пока не собраны и многократно не проверены все данные от всех возможных источников информации, какие-либо категоричные выводы о случившемся делать преждевременно. По меньшей мере, все другое просто несерьезно», — сказал Мальцев.
Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли.
Летом 2016 года прокуратура Нидерландов анонсировала, что осенью представит подробный доклад об оружии, из которого была выпущена ракета, попавшая в самолет.
В ведомстве заявили, что расследование находится на «завершающей стадии». При этом в заявлении указано, что прокуроры сделали «несколько запросов» за правовой помощью от стран, вовлеченных в дело. При этом в прокуратуре подчеркнули, что они все еще ожидают информации от России о системе зенитно-ракетного комплекса «Бук», с которого, согласно расследованию, и выпустили ракету в пассажирский авиалайнер. Данные будут представлены в виде уголовного расследования, которое позднее должно быть передано в суд.