Министерство национальной обороны Польши направило одному из лидеров оборонно-промышленного комплекса США — компании Raytheon — так называемый запрос на предложение (letter of request) о поставках зенитно-ракетных систем (ЗРС) Patriot, пишет Defens News.
Как заявил на прошлой неделе министр обороны страны Антоний Мацеревиц во время открытия XXIV Международного салона оборонной промышленности в городе Кельце, Польша заинтересована в приобретении до 2020 года восьми комплексов Patriot.
Мацеревиц подчеркнул, что Варшава заинтересована в том, чтобы у первых двух комплектов зенитно-ракетных систем Patriot, поставленных в Польшу, была интегрированная система боевого управления (Integrated Battle Command System — IBCS) разработки фирмы Northrop Grumman, а у последующих шести комплектов — новый радиолокационный комплекс с режимом постоянного кругового обзора. Причем последнего пока нет даже в составе Patriot, стоящих на вооружении в армии США.
ЗРС «Patriot» способна уничтожать цели, летящие со скоростью до 2500 км в час, на дистанциях до 100 км (баллистические — до 25 км) и на высоте до 25 км (баллистические — до 11 км). Время реакции комплекса — 15 секунд. Система может одновременно обстреливать до восьми целей. Вероятность поражения самолета — 0,8–0,9 одной ракетой в отсутствие помех, тактической ракеты — 0,6–0,8.
Одновременно с желанием закупить Patriot поляки послали еще одно письмо — с просьбой о получении дополнительной информации по зенитно-ракетной системе МEADS (Medium Extended Air Defense System). Об этом объявила фирма-производитель Lockheed Martin.
Перспективный мобильный зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) MEADS предназначен для обороны группировок войск и важных объектов от оперативно-тактических баллистических ракет с дальностью полета до 1000 км, крылатых ракет, самолетов и беспилотных летательных аппаратов противника.
Разработка системы осуществляется базирующимся в Орландо (США) совместным предприятием MEADS International, в состав которого входят итальянское подразделение компании MBDA, немецкая LFK и американская Lockheed Martin.
Управление разработкой, производством и поддержкой перспективного ЗРК осуществляет созданная в структуре НАТО организация NAMEADSMO (NATO Medium Extended Air Defence System Design and Development, Production and Logistics Management Organization). Соединенные Штаты финансируют 58% затрат в рамках программы. Германия и Италия обеспечивают 25 и 17% соответственно. Согласно первоначальным планам, США намеревались закупить 48 ЗРК «MEADS», Германия — 24 и Италия — девять.
Влиятельные разработчики системы МEADS готовы предложить свой вариант построения польской ПРО среднего радиуса действия, пока их конкуренты из фирмы Raytheon стремятся достичь окончательного соглашения с правительством восточноевропейской страны. ЗРС Patriot уже получила новую интегрированную систему боевого управления после необходимых испытаний, однако неизвестно, когда система достигнет «начальной эксплуатационной способности». В то же время есть обнадеживающие сигналы для компании Lockheed Martin. По словам директора программы MEADS Марти Койна, последнее польское письмо содержит явное желание включиться в работу над зенитно-ракетными системами MEADS.
Польская программа противоракетной обороны получила официальное название «Висла».
При запуске программы ПРО среди рассматриваемых поляками зенитно-ракетных систем были Patriot, система MEADS, израильская «Праща Давида» и, помимо всего прочего, имелось предложение по системе SAMP/T от консорциума Eurosam, принадлежащего французскому концерну Thales и итало-французскому предприятию MBDA.
Неплохо выглядели на этом конкурсе позиции израильской системы противоракетной обороны. «Праща Давида» представляет собой систему ПРО Армии обороны Израиля, предназначенную для перехвата баллистических ракет малой дальности и неуправляемых ракет большого калибра с дальностью пуска от 70 до 300 км (по другим данным, от 40 до 200 км или от 40 до 300 км). Система разрабатывается израильской компанией Rafael совместно с американской Raytheon.
Однако чтобы ускорить процесс закупки зенитно-ракетных систем, в Польше было решено исключить все остальные системы из этого тендера (почти все ЗРС, кроме Patriot, находятся еще в разработке или на этапе опытной эксплуатации) и сосредоточиться исключительно на американской Patriot.
В 2015 году Польша объявила, что закупит два комплекта ЗРС «Patriot», а затем еще шесть. Но польские выборы в ноябре этого года внесли во все эти планы неопределенность. Вначале новое правительство пересмотрело недавние решения, однако затем вернулось к первоначальному варианту построения ПРО. Наконец, 11 сентября 2016 года военное ведомство опубликовало отчет о планах создания необходимой инфраструктуры для программы «Висла», рассказав о переговорах по покупке восьми комплектов Patriot.
По-прежнему Варшавой формулируется желание приобрести первые два комплекта ЗРС в конфигурации Patriot РАС-3+ с IBCS — на сегодня самой современной модификацией комплекса. Начиная с третьего комплекта Patriot Польша все так же ждет и новый радиолокационный комплекс с круговым обзором. В Варшаве хотят, чтобы первые два комплекта Patriot были поставлены уже в 2019 году, а остальные шесть — до 2026 года.
Программа «Висла» получила значительное ускорение после событий в Крыму и на востоке Украины.
Развертывание национальной ПРО в Польше рассматривается официальной Варшавой в том числе как ответ на возможное развертывание в Калининграде к 2019 году ракетных комплексов оперативно-тактического назначения «Искандер».
«Подобного количества радиолокационных средств и пусковых установок не хватит для эффективной зенитно-ракетной обороны даже одного крупного административно-политического центра», — заверил «Газету.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его словам, поляки потратят немалые средства на свою ПРО, но эффективность такой маленькой системы крайне сомнительна.
Развертывание комплексов Patriot никакой угрозы для стратегических ядерных сил России на этом этапе не представляет, считает и бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. «Это скорее усиление возможностей вооруженных сил Польши по борьбе с аэродинамическими целями, в том числе крылатыми ракетами», — рассказал Есин «Газете.Ru».
По его словам, опасность для России в перспективе может представлять строительство американской базы ПРО в поселке Редзиково на севере Польши, где будут развернуты противоракеты SM-3. «А Patriot — это больше система ПВО, нежели чем ПРО», — резюмировал генерал.
«Польские опасения относительно российской агрессии имеют отдаленное отношение к реальности и мало чем подкреплены», — заверил «Газету.Ru» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Однако, по мнению эксперта, в случае развертывания ПРО в Польше там должны отдавать себе ясный отчет, что в гипотетическом конфликте между Россией и блоком НАТО стартовые позиции и радиолокационные средства системы ПРО становятся объектами первоочередного удара как высокоточного оружия, так и стратегических ядерных сил.