Второй американский истребитель пятого поколения F-35 изначально разрабатывался фирмой Lockheed Martin в трех модификациях: наземный истребитель для нужд ВВС США, палубный истребитель для нужд ВМС Соединенных Штатов и истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для американского Корпуса морской пехоты и ВМС Великобритании. Последний вариант — F-35B Lightning II («Молния-2») уже проходит испытания, рассказали The National Interest (NI) в штабе морской пехоты США. Он способен взлетать с короткой взлетно-посадочной полосы авианосца, а садиться может даже на палубу десантного корабля, что делает его уникальным среди перспективных самолетов пятого поколения.
Первая эскадрилья F-35B будет готова к боевому применению уже в июле 2015 года, заявляли ранее в штабе корпуса морской пехоты США. Однако испытания самолета продолжаются и в сентябре.
По данным The National Interest, всего несколько дней назад на авиабазе ВВС Соединенных Штатов Эдвардс в Калифорнии закончились совместные испытания F-35B и ракет класса «воздух-воздух» средней дальности типа AIM-120 AMRAAM — основных американских ракет этого типа для истребителей (уничтожают самолеты противника на расстоянии до 180 км).
Сейчас проходят испытания совместимости F-35B с интегрированной сетью управления огнем ВМС США (Naval Integrated Fire Control Counter Air — NIFC-CA). Как пишет NI, ранее американские военные утверждали, что испытания F-35В совместно с сетью NIFC-CA пройдут в первой половине сентября 2016 года на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико. В ходе этих испытаний должно быть отработано совместное применение истребителя F-35В с новой зенитной ракетой типа SM-6 разработки компании Raytheon (поступит на вооружение вооруженных сил США уже в 2016 году).
Плохо понимаемая за пределами военно-морских кругов США система NIFC-CA на сегодня, возможно, одна из самых передовых разработок в американских вооруженных силах, пишет издание.
Она представляет собой сетевую архитектуру, которая объединяет все источники информации и каналы передачи данных с разных самолетов, спутников, наземных и надводных средств обнаружения, позволяя каждой единице использовать для боевого применения всю собранную информацию.
Система NIFC-CA позволяет, скажем, самолету F-35B передавать данные о воздушном объекте кораблю ВМС США, вооруженному двухступенчатыми зенитными управляемыми ракетами SM-6. Корабли ВМС не всегда способны реализовать заложенные в семиметровую ракету возможности — максимальную дальность боевого применения SM-6 ограничивают средства наведения. Но если эту ракету использовать в системе NIFC-CA, то ее дальность может быть существенно больше нынешних 250 миль (400 км). В 2014 году в ходе испытаний в США была достигнута самая большая дальность стрельбы ракетами класса «земля-воздух» в истории.
Истребитель F-35B, летящий далеко впереди корабля, может передавать внутри системы NIFC-CA собственные данные о воздушных объектах, что позволит применять SM-6 на предельных дальностях ее полета.
Элементы системы NIFC-CA начали использоваться начиная с 2013 года. В настоящее время стандартная комплектация NIFC-CA объединяет ракеты класса SM-6 с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления типа Е-2D «Хокай». Эти «летающие командные пункты» обнаруживают цели на расстоянии сотни километров, передавая сведения в оперативный информационный центр на флагмане авианосной ударной группы и наводя на вражеские объекты американские истребители и крылатые ракеты. Но сейчас у ВМС США сравнительно немного самолетов Е-2D.
В связке с передовым оборудованием истребителей пятого поколения «Хокай» резко увеличит свое «поле зрения», нарастив дальность обнаружения воздушных объектов.
Разработчики и военные в США утверждают, что, если испытания «Молнии-2» завершатся успешно, корпус морской пехоты получит не просто воздушную поддержку скоростных, сверхманевренных, радиолокационно малозаметных и отлично вооруженных ударных самолетов, но и дополнительные глаза для интеграции наземных, надводных и авиационных средств поражения в системе NIFC-CA.
Самолеты пятого поколения действительно смогут продемонстрировать весь свой потенциал именно как элемент ведения так называемых сетецентрических войн, объяснил «Газете.Ru» независимый военный эксперт Антон Лавров. Родоначальниками концепции сетецентрической войны принято считать вице-адмирала ВМС США Артура Себровски, научного сотрудника Пентагона Джона Гарстка и адмирала Джея Джонсона. В ее основе лежит стратегия информационного превосходства над противником за счет объединения в одну сеть всех доступных для войсковой группировки средств разведки и обнаружения.
«По замыслу авторов доктрины, в ближайшее время F-35B будет преимущественно ударной машиной в корпусе морской пехоты США», — говорит Лавров. По его словам, пока самолет послужит морской пехоте Соединенных Штатов хорошим прикрытием с воздуха для поражения наземных и надводных целей.
Американские военные полагают, что создание усиленной самолетами F-35B сети NIFC-CA позволит ВМС США одержать верх в гипотетических войнах с Китаем, Россией и Ираном, пишет NI.
В будущих военных конфликтах истребители F-35B смогут легко преодолевать противовоздушную оборону вероятного противника, обнаруживать вражеские корабли, самолеты, подразделения и части сухопутных войск, давая целеуказания американским военным кораблям, чтобы применять управляемые ракеты даже по целям, находящимся за их радиогоризонтом.
«Поначалу этот американский проект легкого истребителя 5-го поколения обладал определенными недостатками, но технологическая мощь и финансовые возможности США позволили вскрытые недочеты или свести к минимуму, или вовсе к нулю. Без преувеличения этот проект сегодня можно оценивать как выдающийся. Массовый выпуск самолетов этого типа может серьезно девальвировать все имеющиеся на сегодня возможности истребителей четвертого поколения», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.