Военно-морские учения России и Китая «Морское взаимодействие – 2016» стартовали в понедельник в Южно-Китайском море (ЮКМ). Маневры пройдут с 12 по 19 сентября. Общее руководство учениями взяли на себя заместитель командующего китайскими ВМС вице-адмирал Ван Хай и заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков.
Учения проводятся в целях укрепления «обороны от силового воздействия» на Россию и Китай, заявил Федотенков. «Наше взаимодействие направлено не против кого-то, а направлено на защиту наших взаимных интересов, обеспечение безопасности во всех районах Мирового океана. Это очень хорошо, когда две страны, мощные великие державы, взаимодействуют, это гарантирует мир не только в регионах наших стран, но и практически во всем мире», — цитирует ТАСС вице-адмирала.
Во время маневров будут созданы два отряда кораблей от каждой страны и группировка противника.
Активная фаза учений пройдет 15–19 сентября. ВМФ России и ВМС Китая отработают совместные действия по обороне кораблей на якорной стоянке, поиску, спасению и конвоированию судов, освобождению захваченного судна, обнаружению и опознаванию целей средствами совместной ПВО. Кроме того, силы двух стран планируют нанести ракетно-артиллерийские удары по морским целям и высадить морской и воздушный десант на условно захваченный остров. Отмечается, что учения направлены на укрепление практического сотрудничества морских сил России и КНР, а также способности противостояния различным угрозам.
С обеих сторон к мероприятию привлечены 18 кораблей и судов обеспечения, 21 единица авиатехники, более 250 военнослужащих морской пехоты и 15 единиц боевой техники. В состав российского отряда боевых кораблей вошли большие противолодочные корабли «Адмирал Виноградов» (проект 1155, вступил в строй в 1989 году) и «Адмирал Трибуц» (проект 1155, вступил в строй в 1986 году), большой десантный корабль «Пересвет» (проект 775М, корабль построен на судостроительной верфи в Гданьске (Польша) под наименованием «БДК-11», вошел в состав флота в 1991 году, в 2006 году переименован в «Пересвет»), спасательный буксир «Алатау» и танкер «Печенга».
Нынешние учения «Морское взаимодействие» — это уже пятое по счету подобное мероприятие. «В четные годы учения проводятся в китайской зоне ответственности, — напомнил в беседе с «Газетой.Ru» заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, — и на основе ротации в этих маневрах принимают участие корабли уже третьего по счету оперативно-стратегического объединения ВМС Китая — флота Южного моря».
В первый раз учения «Морское взаимодействие» прошли в апреле 2012 года в Желтом море, вблизи города Циндао провинции Шаньдун (Восточный Китай). В них приняли тогда участие 25 кораблей и подводных лодок, 13 самолетов, девять вертолетов и два отряда спецназа.
Затем «Морское взаимодействие» состоялось в июле 2013 года в заливе Петра Великого в Японском море с участием 18 кораблей двух стран.
В третьем по счету «Морском взаимодействии» принял участие отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота в составе гвардейского ракетного крейсера «Варяг» (проект 1164), эскадренного миноносца «Быстрый», большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев», большого десантного корабля «Адмирал Невельской», судов обеспечения «Илим» и «Калар». Всего в учениях с российской стороны тогда были задействованы шесть надводных кораблей и судов обеспечения, два вертолета и подразделение спецназа морской пехоты, с китайской — также шесть кораблей.
В мае 2015 года учения «Морское взаимодействие» ВМС Китая и ВМФ России впервые проходили в Средиземном море. По завершении маневров китайские боевые корабли «Линь И» и «Вэй Фан» впервые вошли в Цемесскую бухту Новороссийска. «Линь И» — один из новейших кораблей ВМС КНР. На тот момент ему было всего три года. Корпус фрегата УРО проекта 054 «Линь И» выполнен по технологии «стелс», то есть листы стали загнуты под такими углами, чтобы эффективная отражающая поверхность китайского фрегата была минимальной.
Ракетному крейсеру «Москва», который возглавлял на прошлых учениях отряд боевых кораблей российского Черноморского флота, 33 года. Он был передан в боевой состав ЧФ в далеком 1983 году.
«Сегодня сравнение флотов США, Китая и России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) выглядит явно не в пользу Москвы», — признает в беседе с «Газетой.Ru» Храмчихин. В частности, в настоящее время в составе Тихоокеанского флота США восемь атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 30 многоцелевых атомных подводных лодок (24 типа «Лос-Анджелес», три типа «Си Вулф», три типа «Вирджиния»), шесть атомных ударных авианосцев типа «Нимиц», 12 крейсеров типа «Тикондерога», 33 эсминца типа «Арли Берк», восемь фрегатов типа «Оливер Перри» и многочисленные десантные корабли.
«Единственным достойным противником американцев в Тихом океане сегодня являются ВМС Китая», — считает эксперт.
Китайский подводный флот в настоящее время является крупнейшим в мире. Он насчитывает более 70 атомных и дизельных подводных лодок. В строю ВМС восточноазиатской страны сегодня уже 25 эсминцев и 48 фрегатов. За последнее десятилетие КНР существенно увеличила объемы военного кораблестроения. Основное внимание в нем сместилось с кораблей ограниченного водоизмещения к крупным кораблям основных классов. Военно-морские силы Китая в настоящее время — один из самых динамично развивающихся флотов мира. Новые корабли закладываются и строятся большими сериями. На китайских верфях сооружаются одновременно десятки кораблей и подводных лодок.
Российский Тихоокеанский флот (ТОФ) на этом фоне выглядит не самым лучшим образом. Он существенно уступает по боевым и оперативным возможностям флотам США и Китая. Практически все корабли ТОФ введены в строй в 1980-е годы.
Никакого реального обновления флота пока не происходит, если не считать поступления одного корвета проекта 20380.
Сегодня в состав ТОФ из крупных надводных кораблей входят ракетный крейсер «Варяг», один эсминец проекта 956 (еще три на консервации без реальных шансов на восстановление) и четыре больших противолодочных корабля проекта 1155.
В ближайшее время, несмотря на все трудности, надо поддержать имеющиеся корабли в боеспособном состоянии и в дальнейшем существенно усилить боевой состав Тихоокеанского флота, считает адмирал экс-замначальника Главного штаба ВМФ России Владимир Пепеляев. «Это оперативно-стратегическое объединение российского ВМФ должно возродиться как мощный океанский флот, способный решать поставленные задачи практически в любом районе Мирового океана. Помимо усиления боевого состава флота, самое пристальное внимание надо уделить вопросам тылового и технического обеспечения. Одно только это позволит усилить боеспособность флота на 20–30%», — говорит адмирал.