Первый в своем роде эсминец ВМС США «Замвольт» скоро осуществит переход морем в Сан-Диего (штат Калифорния), где будет осуществляться процедура так называемой активации корабля, то есть процесс интеграции основных корабельных систем для последующего испытания оружия, пишет журнал The National Interest.
Первый «Замвольт» будет передан флоту уже в этом году. Строительство второго корабля идет полным ходом на верфи Northrop Grumman Shipbuilding. Следующий корабль этого типа получил наименование DDG 1001 «Майкл Монсур» — в честь морпеха из спецподразделения «Дельта», который погиб в Ираке в 2006 году. Монсур спас товарищей, накрыв собой гранату. Второй корабль готов уже на 75%. Строится и третий корпус этой серии эсминцев — DDG 1002 «Линдон Б. Джонсон» на верфи Bath Iron Works.
«Замвольт» — самый крупный эсминец американского флота. Его длина составляет 183 м, ширина — 24,6 м, осадка — 8,4 м, а водоизмещение — 14,5 тыс. тонн. По водоизмещению он уступает только российским атомным ракетным крейсерам проекта 1144 водоизмещением 26 тыс. тонн. Экипаж «Замвольта» состоит почти из полутора сотен моряков.
Столь малочисленная для корабля подобного водоизмещения команда объясняется максимальной автоматизацией функционирования всех корабельных систем.
При проектировании эсминца типа «Замвольт» для снижения заметности в различных диапазонах длин волн был применен общий принцип построения оборудования верхней палубы и надстройки корабля, получивший название INTOP (Integrated Topside).
Для уменьшения заметности на радарах корпусу эскадренного миноносца придана особая форма — «пронизывающая волну», с завалом бортов выше ватерлинии приблизительно на 8°. Форштевень также имеет волнорежущую форму под углом около 45°. На корпус выше ватерлинии будет нанесено противорадиолокационное покрытие.
«Форма надстройки и расположение его антенн позволяют значительно уменьшить поперечное сечение корабля, что делает эсминец менее заметным для радаров противника в море», — говорится в официальном заявлении ВМС США.
Все палубные устройства и механизмы на эсминце максимально убраны в подпалубное пространство. В походном положении стволы орудий артиллерийских установок крупного и малого калибров закрываются заслонками. По предварительным оценкам, в равных условиях эффективная поверхность рассеивания (основная характеристика «заметности» на радарах. — «Газета.Ru») эсминца нового поколения типа «Замвольт» в 50 раз меньше, чем у распространенных эсминцев класса «Арли Берк». На радаре «Замвольт» можно принять за небольшую рыбацкую шхуну.
Пирамидальная гладкая — без выступающих частей и привычных мачтовых конструкций — надстройка расположена под углом 10–16° к вертикали.
Она, как и примыкающий к кормовой ее части ангар, выполнена из композиционных материалов.
С внешней стороны надстройка и ангар имеют противорадиолокационное покрытие — они облицованы прямоугольными панелями, изготовленными из специального радиопоглощающего материала. Как и в корпусе, отверстия в надстройке закрыты автоматическими заглушками (лацпортами). Антенны радаров (активные фазированные решетки) интегрированы в конструкцию. Палубы надстройки, также выполненные из композиционных материалов, представляют собой единое целое с бортами надстройки и ее переборками, что исключает необходимость использования специального крепежа.
Для снижения инфракрасного поля корабля применяется система подавления теплового поля (ISEE&HSS — Infrared Suppression Engine Exhaust and Heat Suppression System). Она обеспечивает орошение надстройки и корпуса забортной водой.
Скорострельные пушки
Корабль вооружен двумя носовыми башнями со 155-миллиметровыми новейшими артсистемами AGS (Advanced Gun System). Она представляет собой башенное 155-миллиметровое орудие (длина ствола — 62 калибра) с подпалубной системой автоматического заряжания. Башня создана с учетом требований радиолокационной малозаметности, пушка в небоевом положении укрывается в этих же целях. Выстрелы раздельно-гильзовые, стрельба автоматическая до полного израсходования боезапаса.
Боекомплект двух башен — 920 выстрелов, из них 600 — в автоматизированных боеукладках. Однако скорострельность весьма низкая — 10 выстрелов в минуту.
Это объясняется тем, что снаряд очень длинный и система заряжания работает лишь при вертикальном расположении ствола.
в отдельном репортаже
В боекомплект 155-миллиметровой пушки входят специальные управляемые сверхдальнобойные снаряды LRLAP. Это очень длинный снаряд с двигателем и небольшими крыльями. Длина снаряда составляет 2,24 м, масса — 102 кг, масса взрывчатого вещества — 11 кг. В носовой части имеются четыре управляющих крыла, в хвостовой — восьмилопастной стабилизатор. Система управления снаряда инерциальная с использованием GPS «Навстар». Максимальная дальность стрельбы — до 150 км, но пока стреляли на дальности 80–120 км. Точность попадания — 10–20 м.
На DDG1000 применен новый тип универсальной вертикальной пусковой установки (УВП) Мк.57 вместо широко распространенной в ВМС США УВП Мк.41. Каждая секция состоит из четырех ячеек, всего на корабле 20 секций и 80 ячеек для ракет. На «Замвольте» применено весьма оригинальное решение — в отличие от предыдущих проектов эсминцев и крейсеров, УВП размещаются не в двух местах (перед и за надстройками), а группами по бортам по всему кораблю.
В этих отсеках расположены в первую очередь крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» разных модификаций для нанесения ударов по наземным целям в обычном оснащении, а также ракеты SM-2, SM-3 и SM-6.
Также могут использоваться противолодочные ракеты ASROC-VLS.
Зенитно-артиллерийские комплексы ближней самообороны представлены на «Замвольте» парой 57-миллиметровых шведских арткомплексов «Бофорс» Мк.110 со скорострельностью 220 выстрелов в минуту и дальностью полета зенитного снаряда до 15 км. Переход на такой большой калибр от применявшегося в США на подобных системах 20 мм (в Европе, Китае и России — 30 мм) объясняется тем, что ни 20-миллиметровые, ни 30-миллиметровые снаряды не обеспечивают поражения тяжелых сверхзвуковых противокорабельных ракет — даже при прямом попадании бронебойных снарядов боевая часть ракеты не пробивается и не детонирует, долетая все равно до цели, как тяжелый снаряд. Мк.110 же обеспечивает и большую дальность перехвата, и применение корректируемых снарядов, которыми попытаются компенсировать падение скорострельности с нескольких тысяч выстрелов в минуту до пары сотен.
Движок Rolls-Royce
DDG 1000 уникален тем, что на эсминец размещен двухдиапазонный гидролокатор.
Он функционирует на средних и высоких частотах, что позволяет обнаруживать подводные лодки, морские мины и противника, открывшего огонь по эсминцу.
«Более высокая частота дает гораздо более высокую вероятность обнаружения», — объяснил Уэйд Хадсон. Сонар определяет форму, расстояние, скорость и размеры объекта.
«Высокая частота лучше подходит для обнаружения небольших объектов. Если вы собираетесь обнаруживать подводные лодки, то средней частоты будет вполне достаточно. После обнаружения подводной лодки эсминец в состоянии обстрелять ее противолодочными ракетами вертикального запуска типа ASROC» , — сказал Хадсон. «Уникальный радиолокатор на высокой частоте позволяет обнаруживать морские мины и избежать поражения ими корабля», — добавил он.
Изначально для «Замвольта» создавался радиолокационный комплекс DBR с шестью активными фазированными антенными решетками (ФАР), работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли — в пределах зоны обзора радара DBR.
К 2010 году, когда стало ясно, что «Замвольты» получаются слишком дорогими, концепция радара DBR подверглась существенному секвестру.
В составе средств обнаружения «Замвольта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР, размещенными на стенках надстройки эсминца.
AN/SPY-3 обладает уникальными возможностями по обнаружению целей на предельно малых высотах, в частности низколетящих противокорабельных ракет. Он управляет огнем зенитных управляемых ракет, в автоматическом режиме обнаруживает плавающие морские мины и перископы подводных лодок, управляет огнем артиллерии, обладает функциями навигационного радара и может работать в режиме РЭБ.
DDG 1000 «Замвольт» построен с таким расчетом, что он функционирует в своеобразной вычислительной среде. Программное обеспечение и серверы управления рассчитаны не только на управление системами вооружения на корабле, но и для логистических элементов, таких как вода, топливо, масло и энергия для корабля, рассказали специалисты фирмы Raytheon.
Многие из серверов и других технических изделий размещаются в так называемых электронных модульных корпусах или EME. На корабле 16 EME, каждый из которых имеет более чем 235 блоков электронной аппаратуры.
Интегрированная система электропитания корабля, которая включает в себя электрическую схему движения, позволяет вырабатывать до 78 мегаватт бортовой электрической энергии. Она рассматривается как ключ к будущему, когда речь пойдет о применении будущих систем вооружений, таких как лазерное оружие и рельсотроны.
Британские газовые турбины Rolls-Royce Marine Trent-30 (одни из самых мощнейших в своем классе) приводят в действие электрогенераторы. Затем электрическая энергия вновь преобразуется в механическую энергию посредством гребных электродвигателей. В «Замвольте» применена схема с полным электродвижением (Full Electric Propulsion — FEP). Исключение прямой механической связи между газотурбинным двигателем и винтами позволило уменьшить вибрации корпуса, что положительно сказалось на уменьшении шумности эсминца. Кроме того, это существенно упростило энергоснабжение энергозатратного оборудования.
«Военно-морской флот США получил в свое распоряжение наиболее технически сложный и самый передовой военный корабль, который когда-либо видел мир», — заявил контр-адмирал Джеймс Дауни, руководитель программы DDG 1000.
Эсминец «Замвольт» планируется передать в боевой состав флота в Балтиморе (штат Мэриленд) 15 октября этого года.
«Ради этого дня экипаж «Замвольта» старательно тренировался в течение нескольких месяцев. Мы готовы и рады взять на себя ответственность за этот корабль от имени ВМС США», — сказал командир эсминца капитан (капитан 1-го ранга. — «Газета.Ru») Джеймс Кирк.
«Перед передачей в боевой состав флота эсминец должен пройти всесторонние испытания, в том числе корпуса судна, механических и электрических систем, системы швартовки и постановки на якорь, а также системы поиска неисправностей, балластировки, системы навигации и связи», — сообщают официальные представители ВМС США.
В ходе процедуры «активации корабля» ВМС США будут управлять процессами подключения и интеграции корабельных систем в единое целое. «Это в первую очередь относится к РЛС, сонару, ракетному вооружению и артиллерии. Военно-морской флот будет тестировать именно те компоненты эсминца, которые на деле превращают его в военный корабль», — заявил Уэйд Хадсон, руководитель программы DDG 1000 от фирмы Raytheon.
«Срок сооружения корабля типа эсминец от момента постановки задачи до ввода корабля в боевой состав флота составляет в наших условиях не менее десяти лет, пока же, насколько известно, такая цель и не сформулирована», — ответил на вопрос «Газеты.Ru» о создании подобного корабля в России экс-руководитель управления развития и организации закупок ВМФ России контр-адмирал Юрий Горев.