Битва шестых поколений

США и Россия формулируют требования к истребителям будущего

Концепт истребителя 6-го поколения корпорации Northrop Grumman Northrop Grumman Corporation
Военно-воздушные силы США готовятся сформулировать требования к истребителю будущего. Аналогичные разработки не менее активно ведутся и в России. «Газета.Ru» проанализировала состояние дел в сфере создания истребителя 6-го поколения.

В США в течение длительного времени осуществлялись работы по изучению перспективной тактики воздушного боя и технологий, необходимых для завоевания господства в воздухе в обозримом будущем. По мнению издания Defense News, ВВС США после этих исследований в настоящее время делают первые шаги, чтобы работы по созданию истребителя будущего стали реальностью.

Пентагону становится все более очевидно, что перспективные многоцелевые истребители Lockheed Martin F-22 Raptor и F-35 Lightning II не смогут прослужить несколько десятилетий, так как через 15 лет их возможности существенно устареют.

«На данный момент прогнозируемая к 2030 году структура ВВС США приведет к тому, что авиация будет абсолютно не способна сражаться и побеждать в условиях огромного массива потенциальных возможностей наших противников», — утверждается в тексте Плана обеспечения превосходства в воздухе ВВС США к 2030 году.

«Создание и налаживание серийного производства российских и китайских истребителей нового поколения уже в обозримой перспективе бросит вызов безоговорочному сегодня доминированию США в воздухе: американские военные относят это время к 2028–2030 годам. При этом, учитывая историю разработки F-35, они даже не надеются создать его преемника следующего поколения раньше 2040 года. Сейчас перед ними стоит задача сформулировать хотя бы эскизные требования к следующему поколению истребителей и понять, нельзя ли ускорить процесс его создания, чтобы получить первые образцы уже к 2030 году», — в беседе с «Газетой.Ru» заявил независимый военный эксперт Антон Лавров.

Забыть про поколения

Работа по формированию облика истребителя 6-го поколения в США уже закипела. Концептуальные взгляды сформировались в набор требований, получивших наименование «Следующее поколение для завоевания господства в воздухе» (NGAD, Next Generation Air Dominance). В некоторых случаях этот документ называют «Повышение способности проникать в воздушное пространство потенциального противника» (PCA, Penetrating Counter Air).

Бригадный генерал Алекс Гринкевич (Alexus Grynkewich), участвующий в программе «Воздушное превосходство – 2030», в интервью изданию Defense News заявил, что «нужно иметь что-то уже к концу 2020-х годов».

«Я думаю, что реалистичные сроки создания истребителя 6-го поколения находятся где-то в районе 2028 года при наличии инвестиций в ключевые области необходимых технологий», — сказал он. И в этом случае, по мнению генерала, можно будет говорить о новых возможностях вторжения в воздушное пространство потенциального противника.

По результатам недавно завершившегося исследования в рамках программы «Воздушное превосходство – 2030» американские аналитики полагают, что будущее доминирование ВВС США будет основываться не только на одной платформе, к примеру истребителя 6-го поколения. Разработчики в США считают, что, скорее всего, это будет некое комплексное сетевое семейство систем. Такое сочетание разнообразных возможностей должно включать в себя, по мнению американских разработчиков, не только истребитель как платформу, но и целый ряд электронных средств ведения войны.

По мнению военных США, самолет 6-го поколения будет скорее напоминать набор датчиков, нежели простое средство для атаки противника.

В настоящее время работа подобного характера уже проводится на базе ВВС США Райт-Паттерсон (штат Огайо). Именно там предполагается исследовать новые технологии и выработать уточненные требования в рамках концептуального документа NGAD (Next Generation Air Dominance, «Следующее поколение для завоевания господства в воздухе»). Работы проводятся с учетом решительно всех позиций, включая живучесть самолета, его боевой радиус и полезную нагрузку. Исследования, по мнению американских аналитиков, необходимо закончить в максимально короткий срок, поскольку в рамках обычного процесса разработки и закупки вооружения ВВС США вряд ли получат истребитель 6-го поколения раньше 2040 года.

Ключом к успеху будут одновременные работы в области разработки двигателя, бортового радиоэлектронного оборудования и оружия, которые затем будут интегрированы в истребителе 6-го поколения. Промежуточные и конечные результаты работы предполагается проверять на основе моделирования. Интеграция различных систем в единую платформу будет самым трудным и рискованным процессом разработки истребителя 6-го поколения. Но этот риск можно свести к минимуму путем создания прототипов, считает генерал Алекс Гринкевич, и именно на них осуществить многие вопросы доводки конечного продукта.

«Кстати, ВВС США пытаются избавиться от термина «истребитель 6-го поколения»,

даже истребитель F-35 сегодня предпочитают называть как машину в рамках NGAD. «Что в принципе означает словосочетание «истребитель 6-го поколения? У него есть лазерные лучи? Это гиперзвуковой истребитель? Что это такое вообще? И на что это похоже? Подобное словосочетание — истребитель 6-го поколения — не служит интересам дела», — говорит Гринкевич.

«Правильнее говорить, что нам конкретно надо сделать для того, чтобы завоевать и сохранить превосходство в воздухе в 2030 году», — отмечает генерал.

ВВС США не против включения в программу перспективного истребителя самых передовых технологий. Но они не собираются ориентировать свои работы в тех направлениях, где конкретный осязаемый результат пока не гарантирован.

«Для этого рассматривается возможность отказа от концепции превосходства по всем параметрам над противниками, попыток интеграции все еще экзотических технологий вроде энергетического оружия или гиперзвуковых скоростей. Задумываются американские военные и о том, нужны ли перспективному самолету привычные атрибуты истребителя — сверхманевренность, способность выдерживать большие перегрузки или пушка. Более ценными кажутся сетецентрические возможности, усовершенствованное оружие и дальность действия. Но все эти рассмотрения — все еще чрезвычайно ранний этап, и, как показывает опыт, требования на нем могут меняться радикально и быстро», — пояснил «Газете.Ru» эксперт Лавров.

Летчик-истребитель сегодняшнего дня на вопрос, каким он видит боевую машину будущего, обязательно бы сказал, что в его представлении истребитель будущего — самолет с двумя килями, вооруженный пушкой, способный летать с перегрузками в 9g и обладать сравнительно небольшим радиусом будущего.

«Но конечный результат нашей работы может оказаться вовсе не похожим на традиционный истребитель, а требования к перспективной машине вовсе не высечены в граните и могут измениться в процессе работы. Но боевой радиус и полезная нагрузка — одни из наиболее важных характеристик самолета. Перспективный истребитель должен легко проникать в область ПВО противника и обладать бóльшим радиусом применения, чем самолеты сегодняшнего дня», — отмечает генерал Гринкевич.

Российская фантастика

Работы над «6-м поколением» истребителей ведутся и в России.

Уже в марте этого года главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что «ведется разработка 6-го поколения и, наверное, 7-го поколения».

Несколько позже представитель Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Михайлов сказал, что боевой самолет 6-го поколения поднимется в воздух всего через шесть лет, в 2023 году. В июле 2016-го советник заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев заявил, что самолеты 6-го поколения будут космическими и беспилотными. То есть смогут выходить в ближний космос, а управление будет опциональным: можно взять пилота на борт, а можно лететь без него. По словам главкома ВКС Бондарева, «возможность беспилотной эксплуатации является одним из требований к истребителю 6-го поколения». Кроме того, самолет должен уметь «разгоняться до гиперзвуковой скорости, быть многофункциональным, сверхманевренным и малозаметным».

«Планы по созданию отечественного «6-го поколения» есть, но понимания, как оно должно выглядеть, какие технологии использовать и каким соперникам ему предстоит противостоять, нет», — отмечает Лавров.

Например, существует огромное количество проблем с гиперзвуковыми самолетами. В частности, в тех же США неоднократно пытались проводить испытания на гиперзвуковых скоростях. Однако большинство прототипов на таких режимах не выдерживали и нескольких минут полета.

«Прежде чем говорить о 6-м поколении, нам надо еще 5-е поколение довести до работоспособного состояния, проработки по 6-му поколению, конечно, вести надо. Но заявлений о том, что наш перспективный истребитель поднимется в воздух всего через шесть лет, в 2023 году, я бы делать не стал. Некий макет, разумеется, поднять можно. Но будет ли это 6-м поколением? Сегодня-то и общепринятых критериев, что такое 6-е поколение, нет. И чем оно, скажем, отличается от 5-го? К примеру, в плане малой радиолокационной заметности или сверхманевренности. Словом, надо для начала однозначно определиться концептуально, что есть 6-е поколение», — сказал в беседе с «Газетой.Ru» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

Главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин считает, что «в настоящее время градации боевых самолетов по поколениям — вещь в принципе достаточно условная». «И в ВВС разных стран к этим вопросам подходят очень по-разному. К настоящему времени более или менее сформировался облик истребителя 5-го поколения. Характерные его черты, отличающие его от самолетов предыдущего 4-го поколения, — это его малая радиолокационная заметность, возможность выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, внутреннее размещение оружия, некоторые другие особенности», — сказал «Газете.Ru» Фомин.

Что же касается облика гипотетического истребителя 6-го поколения, то сегодня пока можно только гадать, каким он будет.

Фомин отмечает, что о наличии какого-либо документа, определяющего его концепцию, ни у России, ни за океаном неизвестно, а то, что говорят, не более чем набор личных мнений.

«И нам, и американцам еще и по самолетам 5-го поколения хватит работы на много лет вперед. Тем не менее очевидно, что авиационная наука не стоит на месте. Рассматриваются и оцениваются на математических моделях различные варианты. Но до конкретных решений еще далеко. Поэтому уверенно сказать, каким будет самолет 6-го поколения — пилотируемым или беспилотным, гиперзвуковым или нет и т.д., — сейчас еще нельзя. Пока все это больше из области дискуссий и предварительных научных исследований», — отметил собеседник.