Военно-морские силы США получили очередную подводную лодку четвертого поколения типа «Вирджиния», названную «Иллинойс».
На строительство атомохода выделяла средства первая леди США Мишель Обама. На одной из деталей субмарины выгравированы ее инициалы.
Церемония спуска подводной лодки на воду состоялась в октябре прошлого года. Тогда Мишель Обама разбила о борт подлодки бутылку шампанского.
Сообщается, что при строительстве «Иллинойса» никаких серьезных проблем зафиксировано не было, а приемо-сдаточные испытания субмарина прошла без существенных замечаний. Строили субмарину на мощностях базирующейся в Гротоне, штат Коннектикут, компании General Dynamics Electric Boat.
«Иллинойс» станет тринадцатой подводной лодкой класса «Вирджиния», стоящей на вооружении ВМС США. Субмарины этого класса предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов противника, обеспечения боевой устойчивости ракетных подводных лодок, поиска и уничтожения подводных лодок противника, минных постановок, ударов по береговым объектам. Кроме стандартного вооружения лодка имеет также оборудование для специальных операций — необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.
Головной корабль серии — подлодка «Вирджиния» — вошла в состав ВМС США в 2004 году.
Всего планируется построить 30 субмарин этого типа, которые сменят АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 по 1996 год.
На субмарине «Иллинойс» отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, на которой установлена телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту. Также на борту есть антенны радиоэлектронной разведки и связи, лазерный датчик инфракрасного наблюдения (используется в качестве дальномера).
Для обнаружения мин применяются необитаемые автоматические аппараты со временем автономной работы до 18 часов и высокой разрешающей способностью сонара.
Технические характеристики «Иллинойса» следующие: скорость — 34 узла, предельная глубина погружения — до 488 м, экипаж — 100–120 человек, водоизмещение надводное — 7800 т, длина — 114,9 м, ширина корпуса — 10,5 м, силовая установка — атомная типа GE S9G.
Вооружение «Иллинойса»: торпедное — 4 торпедных аппарата, 26 торпед; ракетное вооружение — 12 вертикальных пусковых установок крылатых ракет морского базирования Tomahawk (2 пусковые установки револьверного типа по 6 крылатых ракет Tomahawk).
На постройку «Иллинойса» ушло почти три миллиарда долларов. Российская АПЛ 885 проекта «Ясень» примерно в два раза дешевле, причем по многим тактико-техническим показателям российский атомоход превосходит американскую субмарину.
Экипаж российской лодки составляет 64 моряка против 120 у «Иллинойса». Российская АПЛ погружается на 150 метров глубже — на 600 м вместо 450 м. «Это означает для «Ясеня» дополнительную скрытность и возможность уйти от многих видов современного противолодочного оружия», — пояснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. При равной скорости хода «Ясень» обладает большей автономностью в сравнении с АПЛ «Иллинойс».
«Самое главное, по сравнению с «Иллинойсом» «Ясени» оснащены более мощным вооружением — у отечественной АПЛ проекта 885 десять торпедных аппаратов калибра 533–650 мм с торпедами «Физик» и «Футляр», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» директор ЦАСТ Руслан Пухов.
На лодке установлены восемь вертикальных пусковых установок на четыре ракеты каждая, комплектуемые крылатыми ракетами «Оникс» и «Калибр». В перспективе «Ясени» получат крылатые ракеты морского базирования с дальностью полета 5500 км, что вдвое превышает дальность полета лучшей модификации американского Tomahawk.
Всего американская лодка несет 12 ракет типа Tomahawk и 26 торпед для четырех торпедных установок, а на АПЛ типа «Ясень» только ракет 32 штуки.
Считается, что уровень шумности подлодок «Иллинойс» более низкий, чем у российских АПЛ третьего поколения проекта 971 «Щука-Б». Для достижения этого показателя на американской субмарине используются новые покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Однако, как утверждают специалисты, в сравнении с отечественными лодками четвертого поколения 885-го проекта уровень шумности американского «Иллинойса» примерно одинаков. Отечественные разработчики на «Ясене» применили особую систему демпферов, что снизило уровень шумности новой отечественной лодки десятикратно.
В апреле 2014 года был подписан контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на строительство десяти атомных подводных лодок модернизированной версии «Вирджинии» — Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.
В обозримом будущем в боевой состав ВМС США будут переданы лодки типа «Вирджиния» модификации Block 3 SSN787 «Вашингтон», SSN788 «Колорадо», SSN789 «Индиана», SSN790 «Южная Дакота» и SSN791 «Делавэр», а затем и Block 4 — SSN792 «Вермонт», SSN793 «Орегон», SSN794 «Монтана» SSN795 «Хайман Джордж Риковер», SSN796 «Нью-Джерси», SSN797 «Айова», SSN798 «Массачусетс» и SSN799 «Айдахо».
Командир подводной лодки Джесс Портер описал «Иллинойс» как «незаметное оружие», которое сможет влиять на противников таким образом, что обезопасит США, отмечает Associated Press. Насколько это соответствует действительности, покажет боевая служба этой АПЛ в ближайшем будущем.
Пока же, по информации зарубежных СМИ, глава американской программы по разработке подводных лодок Военно-морского командования США контр-адмирал Дэйв Джонсон разместил у себя в кабинете макет российской атомной субмарины К-560 «Северодвинск». Джонсон объяснил это тем, что должен постоянно видеть ее и помнить, каким грозным противником выступает российская лодка, созданная по проекту 885 «Ясень».