Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по итогам встречи с Владимиром Путиным 9 августа заявил, что страны намерены развивать сотрудничество в сфере оборонной промышленности. Отношения Москвы и Анкары осложнились после того, как в ноябре 2015 года ВВС Турции сбили российский бомбардировщик Су-24 на границе с Сирией. В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству тогда заявили о заморозке всех проектов с Турцией.
Но спустя примерно полгода Эрдоган принес президенту России извинения в связи с инцидентом, наметилось потепление в отношениях. После того как в июле Анкара пережила попытку военного переворота, сближение двух стран продолжилось. А буквально на днях встал вопрос о возможном выходе Турции из НАТО.
Дружба с Москвой
«Мы намерены развивать сотрудничество в сфере оборонной промышленности», — сказал Эрдоган на пресс-конференции после встречи с Путиным в Санкт-Петербурге во вторник.
Военно-техническое развитие России и Турции может успешно развиваться во многих сферах, в частности в совместной разработке беспилотных летательных аппаратов среднего класса, боевых бронированных машин, боевых катеров, где позиции Турции традиционно сильны. Москва готова предложить Анкаре запчасти к вооружению и военной технике, имеющейся на оснащении турецкой армии (вертолетам Ми-8, противотанковым ракетным комплексам). Ранее сообщалось, что Россия и Турция начали сотрудничество по интеграции российского оружия на турецкие корабли. Кроме того, велись переговоры о поставке Турции десантных кораблей на воздушной подушке.
«Рособоронэкспорт» в мае 2013 года сообщал о начале сотрудничества в рамках российско-турецкой программы T-LORAMIS, направленной на совместную работу в области общих разработок средств ПВО. Конечной целью этого проекта должна была стать уникальная зенитная ракетная система «Антей-2500», способная решать задачи противоракетной обороны. В случае заключения контракта на покупку ЗРС «Антей-2500» в Турции предполагалось создать современный и эффективный российско-турецкий комплекс ПВО-ПРО.
По словам советника генерального директора российского спецэкспортера вооружений АО «Рособоронэкспорт» Анатолия Аксенова, Турция стала первой страной — членом НАТО, с которой Россия установила плотные контакты в сфере военно-технического сотрудничества.
Теперь сотрудничество с Москвой в оборонно-промышленной сфере становится для Анкары приоритетным направлением. С российской стороны объективный интерес в углублении сотрудничества с Турцией тоже есть, поскольку обозначилась явная тенденция падения экспорта российского вооружения и упущенное необходимо наверстать.
«Есть немало сфер в сфере ОПК, где сотрудничество между Россией и Турцией будет взаимовыгодным как для Москвы, так и для Анкары, в частности это касается разработки беспилотных летательных аппаратов и боевых бронированных машин. Кроме того, у турок есть замечательные разработки в области скоростных боевых катеров. Именно на подобных проектах и надо концентрировать внимание обеих сторон», — пояснил «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
С НАТО врозь
Расширение российско-турецкой дружбы в оборонке вызывает особый интерес в связи с перспективами взаимоотношений Турции с блоком НАТО. Напряженность здесь появилась после попытки переворота, когда глава Госдепа США Джон Керри заявил, что нарушение демократических принципов в стране и некие «выходящие за рамки этого» меры по привлечению виновных в перевороте к ответственности могут привести к исключению Анкары из альянса.
Тем не менее глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу считает, что расширение взаимодействия с Россией, Китаем (планируемая закупка Анкарой противоракетных систем в КНР) или иными странами не является причиной для выхода из НАТО.
«Если Запад потеряет Турцию, то отношения с Россией, Китаем или исламским миром ни при чем. Из-за своих ошибок он потеряет Турцию», — сказал Чавушоглу в интервью агентству Anadolu.
Турция присоединилась к НАТО 18 февраля 1952 года — спустя три года после создания альянса. Этот шаг Анкары был продиктован ее историческим выбором в пользу сотрудничества с Западом и желанием противодействовать распространению коммунистических идей на другие страны региона. Вступление Турции в альянс, с одной стороны, позволило НАТО усилить ее южный фланг, а с другой — освободило Анкару от советского давления из-за доступа к стратегическим морским маршрутам.
Занимая важное стратегическое положение в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, Турция в течение многих десятилетий оставалась верным членом альянса. Она внесла значительный вклад в безопасность НАТО, особенно в период «холодной войны», обеспечивая защиту самой протяженной границы с прежним Советским Союзом.
Споры между Анкарой и Брюсселем, в основе которых лежат разногласия по поводу возможной закупки Турцией несертифицированного в НАТО вооружения и военной техники, а также явное нежелание Анкары содействовать альянсу в организации мониторинга за миграционными потоками в регионе, могут в перспективе привести к выходу Турции из военной организации НАТО.
Несколько дней назад стало известно, что система противоракетной обороны, которую Турция планирует купить у Китая, не будет интегрирована в систему НАТО. В первую очередь это касается сигналов альянса в режиме реального времени. При подобных условиях планируемая к закупке система ПРО не будет совместима и с развернутой в Малатье радарной системой НАТО. Альянс определенно не желает интегрировать китайскую систему ПРО в свою инфраструктуру. Также у НАТО нет желания предоставлять Китаю доступ к конфиденциальным сведениям. Помимо всего, в НАТО опасаются кибератак, которые, как считают специалисты, можно организовать через эту систему.
«Турция связана с альянсом множеством нитей. Это касается военно-технического сотрудничества, системы подготовки кадров, боевой и оперативной подготовки, значительных инфраструктурных проектов. Затевать в таких условиях выход из военного блока НАТО — весьма непродуктивное и бесперспективное для Турции занятие.
Поэтому НАТО, я полагаю, сохранит свою целостность в исторически обозримый срок», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» экс-командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник Сергей Макаров.
Другим поводом к усилению противоречий между Анкарой и Брюсселем стал конфликт в Эгейском море. Анкара не разрешает заход в свои территориальные воды отряду боевых кораблей НАТО, предназначенному для борьбы с незаконной переправкой мигрантов через Эгейское море на европейский континент.
«Гипотетический выход Турции из НАТО — не более чем информационный вброс, даже не предполагаю, что дело в конечном итоге дойдет до выхода.
Определенный кризис во взаимоотношениях альянса и Анкары налицо, но все, скорее всего, закончится скандалами и разборками сугубо внутри альянса», — пояснил «Газете.Ru» экс-начальник 4-го Центрального научно-исследовательского института российского Минобороны генерал-майор Владимир Дворкин.
Напряженность между Анкарой и Брюсселем растет, обстановка постепенно накаляется, и для Турции одним из возможных вариантов отстаивания своих военных интересов является выход страны из блока НАТО.
В альянсе уверены, что заявления о выходе Турции из НАТО — это всего лишь спекулятивные сообщения СМИ. «Наш альянс привержен коллективной обороне и основан на принципах демократии, индивидуальных свободах, правах человека и верховенстве права. НАТО рассчитывает на вклад Турции, а Турция может рассчитывать на солидарность и поддержку НАТО», — говорится в заявлении официального представителя блока НАТО.
Вашингтон и Брюссель сделают все, чтобы не допустить ослабления своего чрезвычайно важного в геополитическом плане южного фланга. И возникшая напряженность между союзниками по НАТО послужит поводом для новых переговоров между Турцией и Брюсселем в ближайшее время.