Украинская армия остро нуждается в современной и исправной бронетехнике. Наряду с бронетранспортером БТР-4, тест-драйв которого весной провел лично президент Петр Порошенко, и БТР-3 особое место военно-политическим руководством Украины в переоснащении ВСУ отводится тактической боевой колесной машине «Дозор-Б». Первая партия бронемашин «Дозор-Б» принята военными представительствами министерства обороны Украины и направлена на оснащение 95-й аэромобильной бригады. Необходима эта боевая бронированная машина с колесной формулой 4×4 и специальным подразделениям вооруженных сил Украины.
По замыслу конструкторов, бронеавтомобиль должен выдерживать попадание бронебойных пуль с расстояния в 30 м и осколков от 152-миллиметрового осколочно-фугасного снаряда. «Дозор-Б» развивает максимальную скорость до 100 км/ч по шоссе и оснащен боевым модулем, включающим 12,7-миллиметровый пулемет с телевизионной и тепловизионной камерой, а также лазерный дальномер.
Первый демонстрационный образец бронемашины «Дозор-Б» представили еще в 2004 году на оружейной выставке «Зброя та безпека». Однако
вспомнили об этой разработке лишь в 2014-м, когда в ВСУ в связи с боевыми действиями на востоке Украины ярко выявилась нехватка современной и исправной бронетехники.
Официальные лица заявляли, что машина «Дозор-Б» вот-вот пойдет в серию и будет выпускаться едва ли не по 200 штук в год для вооруженных сил и национальной гвардии. «Дозор-Б» успели показать президенту, военным атташе зарубежных стран, свозить на ряд международных выставок и неоднократно уточнили, когда же именно бронемашины начнут служить Украине. И все-таки поставки «Дозора» в войска запоздали по крайней мере на два-три года. Еще в начале июня 2014 года Александр Турчинов, тогда верховный главнокомандующий ВСУ, обещал, что ВСУ и НГУ скоро получат 200 бронетранспортеров. Предполагалось, что для налаживания массового производства «Дозоров» понадобится всего лишь несколько месяцев.
Но Львовский бронетанковый завод, которому было поручено серийное производство дозоров, с задачей не справился.
Опытный образец львовское предприятие начало изготавливать в июле 2014 года, руководители завода тогда заверяли, что, имея современное оборудование, предприятие способно качественно и быстро пополнить ВСУ боевыми машинами. Однако развертывание серийного производства так и не задалось.
Президент Украины Петр Порошенко 3 октября 2014 года испытал прочность брони «Дозора-Б» пулеметной пулей калибра 7,62 мм. После выстрела он убедил журналистов: броня машины выдержала, пуля не прошла насквозь. Вмятина от пули должна была свидетельствовать, что броня этой боевой бронированной машины не закаленная. Тем не менее при проверке готовности первой партии «Дозоров» обнаружились новые сюрпризы.
В корпусах двух бронетранспортеров на днищах появились сквозные трещины длиной около 40–50 см в зоне расположения двигателя. При этом машины, на которых были обнаружены трещины, прошли чуть более 400 и 100 км.
Отметим, что бронированный корпус «Дозора-Б» изготовлен из стали марки Armstal 500 польского производства. По требованиям конструкторской документации изначально предполагалось использовать украинскую сталь марки «71». Однако оказалось, что производство украинской стали требуемой толщины весьма сложная проблема, поэтому разработчики остановились на польской. Тем не менее на заводе запустили изготовление десяти «Дозоров-Б». Очередной сдвиг сроков изготовления этих бронемашин предприятие объяснило отсутствием соответствующей разрешительной документации в Германии, что сделало невозможным поставки на Украину двигателей Deutz, которыми комплектуют «Дозор-Б». По некоторым данным, вопрос поставки двигателей до сих пор до конца не решен.
Выявились и другие серьезные конструктивные и производственные недостатки. В частности, сообщается, что машина серьезно перетяжелена (снаряженная масса 8560 вместо 7150 кг по тактико-техническому заданию), вследствие чего ходовая часть перегружена. До настоящего времени броневая и противоминная защита «Дозора-Б» натурными экспериментами не проверялась. Серьезная противоминная защита практически отсутствует (заявляется лишь защита от мин с тротиловым эквивалентом до 0,6 кг). Бронекорпус не герметизирован. Экипаж и десант машины страдают от перегрева, шума и вибрации. Размещение вооружения неудобно.
Основным вооружением «Дозора-Б» является пулемет калибра 12,7 мм. Его устанавливают на поворотной платформе на верхнем броневом листе корпуса, но он может быть использован и вне машины, на специальной треноге. По некоторым данным, требований к стабилизации вооружения, обеспечению условий для ведения огня ночью нет (хотя утверждается, что на «Дозоре-Б» имеются тепловизоры).
«Дозор-Б» имеет мелкие недостатки. Специалисты отмечают невозможность смены колесной резины в полевых условиях, отсутствие «запаски» и недостаточную номенклатуру запчастей. Кроме того, через плохое уплотнение смотровых приборов в салон с крыши попадает вода, нет механизмов фиксации верхних люков в открытом положении. У зеркал заднего вида недостаточный обзор, а на передние фары нельзя установить светомаскировочные устройства.
Часть из имеющихся недостатков на «Дозоре-Б» уже устранена. Другие недочеты еще только предстоит исправить.
По свидетельствам специалистов, от пули в лобовую проекцию «Дозор-Б» еще защищает, а вот от 30-миллиметрового пушечного снаряда уже нет. От близкого разрыва снаряда калибра 122 мм или мины 120 мм, скорее всего, «Дозор-Б» перевернется с отрывом колес.
Как будет организовано на Украине крупносерийное производство этих бронеавтомобилей в условиях ведения военных действий со столь крупной зависимостью от иностранных поставщиков в части, касающейся брони и двигателя, пока непонятно. Вместе с этим отечественные и украинские эксперты полагают, что в настоящее время проект «Дозор-Б» является своеобразным тестом для украинского ОПК. Он позволит проанализировать последовательность принятия необходимых решений и эффективность организации серийного производства нового вооружения на Украине.