Минобороны во вторник заявило о нанесении массированного удара по позициям боевиков запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (организация запрещена в России). Снова по террористам ударили силами российской дальней авиации. Как пояснили военные, цели для бомбардировок определяли в течение последних нескольких дней и подтверждали по нескольким разведканалам.
Представителей международной коалиции по борьбе с ИГ заранее уведомили о времени нанесения авиаударов и траектории полета российских самолетов.
«Сегодня утром, 12 июля, шесть дальних бомбардировщиков Ту-22М3, взлетевшие с аэродрома базирования на территории Российской Федерации, нанесли сосредоточенный удар осколочно-фугасными боеприпасами по объектам террористической группировки ИГ в районе восточнее Пальмиры, Эс-Сухне и Арак», — говорится в сообщении на официальной странице Минобороны России в Facebook.
Минобороны уточнило, что в результате удара уничтожен крупный полевой лагерь боевиков, три склада боеприпасов и вооружения, три танка, четыре боевые машины пехоты, восемь автомобилей, оборудованных крупнокалиберными пулеметами, а также большое количество живой силы противника. При этом все российские самолеты успешно вернулись на свою базу.
Ту-22М3 — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, по кодификации НАТО — Backfire («Ответный огонь»). Аэродромом вылета для шестерки дальних бомбардировщиков Ту-22М3 является авиабаза Моздок на юге России. Сами бомбардировщики, по всей видимости, относятся к тяжелобомбардировочным полкам, дислоцированным в населенных пунктах Сольцы и Шаталово. Чтобы Ту-22М3 взлетел с аэродрома Моздок, нанес удар по объектам террористов ИГ и вернулся на аэродром вылета, боевая нагрузка этого самолета не должна превышать 8–9 тонн. В противном случае топлива не хватит для возвращения на аэродром вылета.
С полной боевой нагрузкой (24 тонны) радиус боевого применения Ту-22М3 составляет всего 800 км.
По маршруту полета боевым машинам ВКС России надо пролетать через Иран и Ирак. Видимо, согласование маршрута полета производилось не менее чем за двое суток до вылета с аэродрома Моздок.
Как в Первую мировую
в отдельном репортаже
Впервые дальнюю авиацию ВКС России по целям на территории Сирии применили в середине ноября, когда выяснилось, что крушение в конце октября 2015 года над Синаем российского пассажирского авиалайнера Airbus A321 стало результатом теракта, ответственность за который взяла на себя группировка ИГ. Президент России Владимир Путин тогда заявил о «возмездии». «Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом,
чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — сказал президент.
Желание отмщения подогрели и теракты, совершенные исламистами ИГ в Париже в ноябре прошлого года. Первое реально боевое крещение российских стратегических бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 состоялось 18 ноября 2015 года — 12 дальних бомбардировщиков Ту-22МЗ нанесли удары по объектам ИГ в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор, а стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС запустили 34 крылатые ракеты воздушного базирования по позициям боевиков в Алеппо и Идлибе. Ту-22М3 продолжили бомбить террористов в конце ноября — начале декабря, после трагедии с российским самолетом Су-24, сбитым турецкими ВВС на возвратном курсе с боевого вылета.
Применение дальней авиации против исламистов в Сирии, безусловно, рассчитано на большой медийный эффект, потому что реально достойных для этого рода авиации целей у боевиков нет. Основное боевое предназначение дальней авиации — уничтожать в оперативном и оперативно-стратегическом тылу противника пункты связи, управления, аэродромы, важнейшие объекты инфраструктуры — мосты, порты и так далее. Как отметил в беседе с «Газетой.Ru» военный эксперт Виктор Мураховский, эти «акции» Россия проводит аналогично тому, как США после трагедии 11 сентября в 2001 году начинали войну в Афганистане — это
«демонстративные удары стратегической авиации по одиноко стоящей козе».
«Дальняя авиация применяется как знаковый инструмент, связанный с какими-то трагическими событиями на Ближнем Востоке. Чисто с военной точки зрения применять ее по так называемым тапочникам (так военные называют ближневосточных террористов, которые ходят в основном в национальных тапочках), представляющим собой негосударственные вооруженные формирования, оснащенные легким вооружением или захваченными в боях единицами танков и БМП, нецелесообразно. Конечно, это символическая акция», — сказал «Газете.Ru» Мураховский.
По его словам, для пресечения торговых путей, предотвращения перевозки нефти и горюче-смазочных материалов, а также пополнения боеприпасов террористами вполне хватает состава авиагруппы ВКС России на базе Хмеймим.
В минувшие выходные стало известно о гибели в Сирии экипажа российского вертолета. В районе Пальмиры боевиками была сбита винтокрылая машина с летчиком-инструктором полковником Ряфагатем Хабибуллиным и молодым лейтенантом Евгением Долгиным. В Минобороны сообщили, что экипаж совершал облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в сирийской провинции Хомс. По данным источника «Газеты.Ru», полковник Хабибуллин возглавлял в ночь на 9 июля группу из пяти вертолетов на боевом задании в Сирии, а не совершал облет вертолета. В группе было два российских Ми-35, пара Ми-24 и один вертолет Ми-8 поисково-спасательного обеспечения. Один из Ми-35 (модернизированная модификация экспортного Ми-24В приборами ночного видения) и был тем вертолетом, который сбили террористы. Таким образом,
авиаудары дальней авиации России по сирийским боевикам могли стать еще одним этапом операции «Возмездие» — так ВКС отомстили за погибших героев.
С таким выводом согласен и экс-главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал армии Петр Дейнекин. «Как военный летчик могу сказать, что причин применения дальней авиации может быть несколько. Одна из них — это боевые возможности российских дальних бомбардировщиков, которые способны «достать» противника на большом удалении от родных берегов. Считаю, что главная причина этого мощного бомбового удара заключается в другом. Так наши экипажи отомстили противнику за погибших пилотов армейской авиации. Пусть враги знают, что гибель наших боевых друзей не останется для них безнаказанной», — сказал «Газете.Ru» Дейнекин. Он напомнил, что подобные боевые традиции были заложены еще в Императорском воздушном флоте России во времена Первой мировой войны. «И в наши дни на борту боевых вертолетов мы сможем увидеть надпись крупно кириллицей: «За Хабибуллина!» — добавил генерал.
Погибших в Сирии вертолетчиков полковника Ряфагата Хабибуллина и лейтенанта Евгения Долгина посмертно представили к высоким государственным наградам. Прощание с Хабибуллиным во вторник прошло в кубанском городе Кореновске, где базировался 55-й отдельный полк армейской авиации, которым командовал полковник. Проститься с ним пришли сотни жителей, а также командующий войсками Южного военного округа генерал-полковник Александр Дворников, ранее командовавший сирийской операцией. Похороны героя пройдут на его малой родине на кладбище села Вязовый Гай Ульяновской области. Прощание с лейтенантом Долгиным состоится в среду, 13 июля, в его родном поселке Соколовый в Саратовской области.