Комиссия Министерства обороны России проводит проверку на месте происшествия в Сирии, где в ночь на 9 июля был сбит вертолет с российским экипажем. Военное ведомство накануне распространило сообщение о том, что российские военные летчики-инструкторы Ряфагать Хабибуллин и Евгений Долгин совершали облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в сирийской провинции Хомс.
Как сообщил «Газете.Ru» знакомый с ситуацией источник, полковник Ряфагать Хабибуллин, командир 55-го отдельного вертолетного полка армейской авиации, базирующегося на аэродроме города Кореновск на Кубани, возглавлял в ту ночь группу вертолетов на боевом задании в Сирии, а не совершал облет вертолета.
«На боевое задание вылетела группа российских вертолетов в составе двух Ми-35, двух Ми-24 и одного вертолета Ми-8 поисково-спасательного обеспечения.
При работе в районе цели один из вертолетов Ми-35 (глубоко модернизированный вариант Ми-24, способный действовать ночью) подвергся огневому воздействию противника — это произошло в районе 23.00», — рассказал источник «Газеты.Ru».
Как сообщало Минобороны, крупный отряд боевиков запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» (организация запрещена в России) в это время атаковал позиции сирийских войск и, прорвав оборону, стремительно продвигался в глубь района, создав угрозу захвата господствующих высот. При этом ведомство пояснило, что экипаж Хабибуллина получил задачу о поражении боевиков, израсходовав боекомплект, он сорвал наступление террористов, но был сбит. Летчиков посмертно представили к высоким государственным наградам.
Источник также отметил, что вертолет упал вблизи расположения подразделений дружественных войск, экипаж в составе двух человек погиб, при этом он подчеркнул, что на борту не было бортового техника — их в боевые вылеты обычно не берут.
«На передней чашке (сиденье. — «Газета.Ru») находился летчик-оператор — молодой лейтенант Евгений Долгин. Вертолет поисково-спасательного обеспечения Ми-8 совершил посадку в районе сбитого вертолета Ми-35. С него высадилась ПДГ (поисково-десантная группа). Она извлекла из горящего вертолета тело погибшего командира.
Вытащить из передней кабины летчика-оператора лейтенанта Евгения Долгина не удалось — в пораженном вертолете начал рваться боекомплект», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
Он также пояснил, что тренировочные облеты вертолетов не производятся с боекомплектами.
В операции был задействован вертолет для работы в ночное время суток. Это экспортная версия Ми-24В с приборами ночного видения (модернизированная до уровня Ми-35). Согласно открытым данным, такая машина оснащена тепловизионной системой наблюдения с возможностью круглосуточно обнаруживать и распознавать объекты на расстоянии более 4 км. Ми-24В — самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7.
На видеозаписи крушения вертолета, опубликованной в интернете боевиками ИГ, видна пара винтокрылых машин. Одна из них наносит удары по целям на земле, затем в корпус вертолета попадает снаряд, и он начинает падать, после чего на земле происходит взрыв.
В СМИ появилась информация, что вертолет сбили из американского противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) TOW, но специалисты в сфере вооружения и военной техники зенитных ракетных войск отмечают, что выстрел мог быть сделан и из переносного ЗРК типа «Стингер». Возможности ПВО подразделений и частей ИГ с каждым днем возрастают. У них начинает появляться соответствующее вооружение и аппарат квалифицированных советников. Любой вылет вертолетов армейской авиации группировки ВКС России стал в Сирии далеко не безопасен.
Как сообщил «Газете.Ru» источник в военном ведомстве, комиссия Минобороны для доклада Сергею Шойгу должна вернуться из Сирии в Москву в понедельник и доложить подробности расследования.