Первое серийное судно проекта 18280 «Иван Хурс», которое в прессе окрестили разведывательным кораблем для слежения за американской системой ПРО, не сдадут Военно-морскому флоту в 2016 году, как оговорено в контракте. О переносе сроков на год «Газете.Ru» сообщил представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Судно связи проекта 18280, спроектированное санкт-петербургским Центральным конструкторским бюро «Айсберг» и строящееся на «Северной верфи», предназначено для обеспечения связи, управления флотом, ведения радиоразведки. Корабль «Иван Хурс» получил свое имя в честь советского военно-морского деятеля, вице-адмирала, начальника направления разведки ВМФ СССР. Закладка судна состоялась в ноябре 2013 года. Длина корабля — 95 м, ширина — 16 м, дальность плавания — 8000 миль, водоизмещение — 4000 тонн, экипаж — около 120 человек. Головной корабль этого проекта «Юрий Иванов» вошел в состав ВМФ в 2015 году.
«Северная верфь» в октябре 2015 года докладывала, что в график строительства укладывается, спуск на воду запланирован на второй квартал 2016 года, а в декабре 2016 года сдаст корабль флоту. Месяц назад, в июне, на «Иван Хурс» установили главные двигатели (два дизель-редукторных агрегата 5ДРА) мощностью 5500 л.с., изготовленные на коломенском заводе. Силовая установка предполагает развитие скорости до 20 узлов. «Сегодня на заказе полностью сформированы корпус и надстройка, ведутся достроечные, электромонтажные работы, грунтовка и изоляция помещений, начинается окраска корпуса. Спуск судна связи на воду намечен на осень 2016 года», — сообщили тогда на верфи.
В ОСК «Газете.Ru» уточнили, что судно будет спущено на воду в октябре текущего года. При этом, по словам представителя корпорации, срок сдачи корабля ВМФ сдвигается на следующий год.
«В соответствии с актуализированным графиком завершения строительства судно связи «Иван Хурс» будет передано Минобороны России в ноябре 2017 года.
Испытания судна начнутся по классической схеме в 2017 году. Сначала будут проведены швартовные испытания. С открытием навигации корабль отправится на заводские ходовые испытания в море. В дальнейшем будет отрабатываться программа государственных испытаний. После устранения замечаний, выявленных в ходе проверки, окончательной отделки и ревизии, корабль подготовят к передаче. Дата подъема военно-морского флага на корабле будет определена заказчиком», — сказали «Газете.Ru» в ОСК.
В то же время источник «Газеты.Ru» в Минобороны сообщил, что «согласно контракту сдача «Ивана Хурса» предусмотрена в IV квартале 2016 года», пока ее официально не переносили,
но очевидно, что судостроители не успеют сдать его к этому моменту, поэтому инициировали «сдвиг вправо».
По данным открытых источников, предполагалось создать четыре корабля по проекту 18280, включая головной корабль «Юрий Иванов» и первый серийный «Иван Хурс», но ни в ОСК, ни в Минобороны эти планы «Газете.Ru» не подтвердили. «Иван Хурс» является первым серийным кораблем проекта 18280. В настоящее время мы не располагаем какой-либо информацией, подтверждающей продолжение строительства кораблей этой серии», — пояснил собеседник в ОСК.
«Пока планируется только один корабль, но когда будет приниматься новая Госпрограмма вооружений, будем смотреть», — сказал «Газете.Ru» источник на флоте.
В СМИ часто называют суда проекта 18280 «разведкораблями для слежения за американской системой ПРО». По словам директора департамента гособоронзаказа ОСК Анатолия Шлемова, корабль предназначен для обеспечения связи и управления силами флота, ведения радиоэлектронной борьбы, радио- и радиотехнической разведки,
слежения за компонентами американской системы ПРО и зенитными ракетными комплексами.
«Суда связи проекта 18280 отличает прежде всего их радиотехническое вооружение. В его состав входят в том числе загоризонтные радиолокационные станции, позволяющие контролировать надводную и воздушную обстановку», — пояснили «Газете.Ru» особенности проекта судостроители.
По мнению капитана первого ранга Михаила Ненашева, возглавляющего Общероссийское движение поддержки флота, сдвиг сдачи этого корабля на год некритичен, потому что есть масса других способов слежения за компонентами системы ПРО США. «Американо-натовская система ПРО в Европе (а основные ее элементы есть также и на Аляске, и на другой территории США) производит много шума и пыли, но это пока больше информационно-проектный вариант, противоракеты еще только устанавливают в Румынии и Болгарии. А если говорить о морской компоненте системы ПРО, размещенной на американских фрегатах системе Aegis, то за этими кораблями Россия и так внимательно наблюдает и из морских пространств, и с воздуха, и из космоса, поэтому вступление нового корабля разведки и слежения в состав ВМФ России — это хорошо, но сдвиг на год-два приемлем и ущерба системе слежения за оперативно-стратегической обстановкой в морях и океанах не наносит», — сказал он в беседе с «Газетой.Ru».
Тактико-технические характеристики кораблей проекта 18280 существенно превосходят аналоги предыдущих поколений — у них значительно улучшены экономичность и эксплуатационные характеристики, используются современные электронные цифровые системы управления, внедрена широкая автоматизация систем связи и радионаблюдения. В открытых источниках сообщается, что на вооружении корабля предполагается иметь две крупнокалиберные тумбовые пулеметные установки для 14,5-миллиметровых пулеметов или же четыре МТПУ и переносных зенитных ракетных комплекса типа «Игла».