Случайным свидетелям на днях удалось заснять перевозку новейшего китайского истребителя. Транспортировка самолета производилась с соблюдением всех мер секретности: корпус машины накрыли плотным тентом и трепетно охраняли. Считается, что под брезентом находился второй экземпляр китайского истребителя пятого поколения Shenyang J-31 («Кречет»), разработанный с использованием стелс-технологии. Судя по всему, разработка и испытания машины пятого поколения идут в Поднебесной полным ходом.
По китайским данным, этот истребитель способен развивать скорость до 2200 км/ч, имеет боевой радиус действия 1250 км с топливом во внутренних баках, а также оснащен радаром с активной фазированной решеткой.
Демонстрация полета такой машины состоялась на авиакосмическом салоне Airshow China 2014, разработчики утверждали, что малозаметный «Кречет» сможет встать в один ряд с такими проектами истребителей пятого поколения, как американский F-35 и российский ПАК ФА. Но после показательного полета выкрашенный в черный цвет истребитель не выставляли ни на одной из площадок выставки, доступной широкой публике, что говорит о высоком уровне секретности данного самолета. Впрочем, российский ПАК ФА также не показывают зрителям на статических площадках авиасалонов — главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев отмечал, что пока рано показывать не принятую на вооружение разработку широкой публике.
«Газета.Ru» разобралась, оправдывает ли Shenyang J-31 смелые заявления создателей о том, что это истребитель именно пятого поколения.
На чем летает
Начнем с силовой установки. Ранее сообщалось, что у китайского истребителя J-31 будет российский двигатель РД-93 — это экспортная модификация двигателя РД-33, которым оснащается отечественный самолет МиГ-29. Тяга на форсаже этого мотора — 8300 кг.
РД-93 не является двигателем пятого поколения — он не дает возможности сверхзвукового полета на крейсерском бесфорсажном режиме двигателя.
Тем не менее сравним его с мотором F-119, которым комплектуется американский истребитель пятого поколения F-35, — Pratt & Whitney F135. Важно, что этот двигатель — развитие двигателя пятого поколения F-119, установленного на F-22, то есть уже второй американский мотор пятого поколения. Тяга на форсаже – 19 500 кг.
Двигатели РД-93 и Pratt & Whitney F135 заметно отличаются уже по тяге — 8300 кг против 19 500 кг, — одно только это говорит, что сравнивать Shenyang J-31 и F-35 даже по силовой установке некорректно.
Это еще без учета показателей экономичности. Поэтому говорить о том, что Shenyang J-31 будет иметь сопоставимую с F-35 дальность полета и окажется в состоянии поднять ту же боевую нагрузку, крайне опрометчиво. К слову, российский двигатель пятого поколения (изделие 30) полетит только в 2017 году.
Что летает
Сам летательный аппарат Shenyang J-31 также существенно уступает F-35, даже без учета авионики, бортового локатора и авиационных средств поражения. Точных тактико-технических данных бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и вооружения Shenyang J-31 из-за традиционной китайской закрытости нет, поэтому сравнивать их с аналогичным российским и американским оборудованием практически невозможно.
Утверждается, что Shenyang J-31 разработан с использованием стелс-технологии — этот факт вызывает у специалистов большие сомнения.
Кто и как измерял эффективную поверхность рассеивания китайского истребителя? В мире не так много полигонов, где эту процедуру можно выполнить с требуемой точностью и достоверностью.
Тем, кто пытается сравнивать Shenyang J-31 и F-35, следует напомнить, что F-35 уже четвертый американский самолет, разработанный с использованием стелс-технологии. Первый, F-117, уже снят с вооружения. А сколько усилий было при создании и эксплуатации этого самолета, какой большой опыт при этом получен, известно в полном объеме только американским разработчикам самолета.
Конечно, кое-что китайцы могли украсть в США. Но многого не украдешь.
В качестве вывода можно сказать, что китайцы в плане создания самолета пятого поколения находятся еще только на самом начальном этапе этой работы. Однако денег в Поднебесной много, образованных людей не меньше (тем более получивших образование в США), а школы генерального конструктора как таковой пока еще нет. Нет сложившихся и устоявшихся механизмов творчества, оценки достигнутых результатов. Но скорость, с которой растут в этом плане китайцы, специалистов удивляет. И возможно, что решение многих сложных инженерно-технических задач им вскоре будет вполне по силам.
Названный в официальной программе авиашоу в Чжухае в 2014 году индекс FC-31 китайского самолета пятого поколения свидетельствует о том, что машина предполагается для экспорта.
Однако репутацию опытных и компетентных самолетостроителей заработать очень трудно. К удачным китайским конструкциям можно отнести, пожалуй, совместную с Пакистаном разработку JF-17 «Тандер» (китайское обозначение FC-1 «Сяолун»). Остальные
модели Поднебесной не пользуются на мировом рынке вооружений большим спросом.
По сути дела, Китай еще не создал полноценного истребителя четвертого поколения. В Поднебесной налицо большие проблемы даже с постройкой авиадвигателей. Китайцы в массовом порядке строят свои, но и в значительных объемах закупают российские моторы.
Ранее сообщалось, что промышленные шпионы
КНР украли терабайты информации у компании — производителя F-35 и максимально скопировали
если не внутренние узлы, то форму планера (структурная часть самолета без силовой установки и оборудования). Однако украсть — это одно, а сделать свое собственное и оригинальное — уже совершенно другое. Пока же китайский истребитель действительно только внешне похож на боевую машину пятого поколения.