Минобороны России заявило об опасном сближении американского эсминца USS Gravely (класса Arleigh Burke, вооруженного ракетами Tomahawk) с российским сторожевым кораблем «Ярослав Мудрый» в восточной части Средиземного моря. По данным военного ведомства, инцидент произошел 17 июня, когда фрегат Балтийского флота «следовал в международных водах постоянным курсом и скоростью и какого-либо опасного маневрирования по отношению к американскому кораблю не осуществлял».
Напомним, что с 2013 года Россия сформировала в Средиземном море эскадру. В составе этой группировки на ротационной основе действуют более 15 российских кораблей и вспомогательных судов с Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» 1 июня 2016 года вышел в дальний поход в Средиземное море, чтобы пополнить группировку.
«Американский эсминец Gravely допустил опасное сближение с российским боевым кораблем на дистанцию 60–70 метров по левому борту и пересек курс движения СКР «Ярослав Мудрый» по носу на опасной дистанции 180 метров», — сообщили в Минобороны.
Российские военные не преминули напомнить, как Пентагон регулярно обвиняет российских летчиков и моряков в непрофессионализме, при этом данный инцидент «показывает, что американские военные моряки позволяют себе забыть об основополагающих принципах безопасности мореплавания».
В министерстве подчеркнули, что американские моряки проигнорировали несколько международных правил предупреждения столкновений судов. В том числе правило «Обгон», предписывающее каждому судну, осуществляющему обгон, «держаться в стороне от курса обгоняемого судна», а также правило «Ситуация пересечения курсов», четко определяющее, что «никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не освобождает от обязанности обгоняющее судно держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади».
в отдельном репортаже
Нарушение военные усмотрели и в части российско-американского межправительственного соглашения 1972 года «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним». Суть соглашения заключается в том, что
«во всех случаях корабли, действующие вблизи друг от друга, должны оставаться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения».
Договор обязал стороны предупреждать друг друга о готовящихся маневрах, а также избегать пересечения учений двух стран. Кроме того, документ установил, что США и СССР откажутся от маневров в районах интенсивного судоходства. Кораблям двух стран запретили направлять друг на друга оружие или прожекторы, а также выбрасывать в сторону друг друга какие-либо предметы. В случае если столкновение или другой инцидент все же произошел, стороны обязались сразу же уведомлять друг друга о произошедшем по дипломатическим каналам.
Соглашение подписали руководители США и СССР в ходе визита президента Ричарда Никсона в Москву в мае 1972 года. Документ был подписан сроком на три года с дальнейшим регулярным продлением. Это был один из нескольких документов, оформленных в рамках тех же переговоров Никсона и Брежнева: кроме того, были заключены договоры о ПРО, об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), об использовании космического пространства в мирных целях и другие.
Как пояснил «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко, ранее таких инцидентов в морях не было потому, что Россия не была так активно представлена в Мировом океане. «Этот инцидент означает только одно, что у нас с американцами уже нет никаких страховочных механизмов ни в воздухе, ни на море. У СССР и США было соглашение, но оно явно устарело.
И американцы нам все время демонстрировали, что они не собираются его соблюдать, пытаясь показать, что Россия слабее, чем Советский Союз.
Как только Россия начинает отстаивать свои права в Мировом океане, соответственно, американцы нам демонстрируют, что мы слабее их — это главная подоплека. То есть, если мы возвращаемся в Мировой океан — это вызывает противодействие американцев», — сказал собеседник.
По данным командования Военно-морского флота России, в настоящее время более 50 надводных кораблей и подводных лодок ВМФ находятся в дальней морской зоне, выполняя задачи боевой службы, боевого дежурства и боевой подготовки. Ушедший с поста главнокомандующего ВМФ адмирал Виктор Чирков ранее неоднократно заявлял, что Россия «восстанавливает свои позиции» в Мировом океане, что продиктовано целесообразностью «сбалансированного присутствия сил ВМФ с целью недопущения даже малейших угроз безопасности России». При этом адмирал подчеркивал, что возвращение российских кораблей в Мировой океан не означает «бряцания оружием».
Во вторник же Reuters сообщил со ссылкой на источник в министерстве обороны США, что российский военный корабль выполнял 17 июня «небезопасные и непрофессиональные» действия вблизи двух американских кораблей.
Источник заявил, что российский фрегат класса «Неустрашимый» приблизился к американскому эсминцу Gravely на 288 метров, а также сблизился на 9,26 км с эсминцем Harry S. Truman в восточном Средиземноморье.