Опасный обгон в Средиземноморье

Американский эсминец опасно сблизился с российским военным кораблем в Средиземном море

Екатерина Згировская, Святослав Иванов, Александр Зинченко
Американский эсминец Gravely плывет перед российским сторожевым кораблем «Ярослав Мудрый», 2016 год Министерство обороны РФ
Американский эсминец Gravely, нарушив международные правила, совершил опасный «обгон» российского военного корабля «Ярослав Мудрый» в Средиземном море. Минобороны России, обнародовав этот инцидент, припомнило США их обвинения в адрес российских летчиков и моряков в непрофессионализме.

Минобороны России заявило об опасном сближении американского эсминца USS Gravely (класса Arleigh Burke, вооруженного ракетами Tomahawk) с российским сторожевым кораблем «Ярослав Мудрый» в восточной части Средиземного моря. По данным военного ведомства, инцидент произошел 17 июня, когда фрегат Балтийского флота «следовал в международных водах постоянным курсом и скоростью и какого-либо опасного маневрирования по отношению к американскому кораблю не осуществлял».

Напомним, что с 2013 года Россия сформировала в Средиземном море эскадру. В составе этой группировки на ротационной основе действуют более 15 российских кораблей и вспомогательных судов с Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» 1 июня 2016 года вышел в дальний поход в Средиземное море, чтобы пополнить группировку.

«Американский эсминец Gravely допустил опасное сближение с российским боевым кораблем на дистанцию 60–70 метров по левому борту и пересек курс движения СКР «Ярослав Мудрый» по носу на опасной дистанции 180 метров», — сообщили в Минобороны.

Российские военные не преминули напомнить, как Пентагон регулярно обвиняет российских летчиков и моряков в непрофессионализме, при этом данный инцидент «показывает, что американские военные моряки позволяют себе забыть об основополагающих принципах безопасности мореплавания».

В министерстве подчеркнули, что американские моряки проигнорировали несколько международных правил предупреждения столкновений судов. В том числе правило «Обгон», предписывающее каждому судну, осуществляющему обгон, «держаться в стороне от курса обгоняемого судна», а также правило «Ситуация пересечения курсов», четко определяющее, что «никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не освобождает от обязанности обгоняющее судно держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади».

Нарушение военные усмотрели и в части российско-американского межправительственного соглашения 1972 года «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним». Суть соглашения заключается в том, что

«во всех случаях корабли, действующие вблизи друг от друга, должны оставаться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения».

Договор обязал стороны предупреждать друг друга о готовящихся маневрах, а также избегать пересечения учений двух стран. Кроме того, документ установил, что США и СССР откажутся от маневров в районах интенсивного судоходства. Кораблям двух стран запретили направлять друг на друга оружие или прожекторы, а также выбрасывать в сторону друг друга какие-либо предметы. В случае если столкновение или другой инцидент все же произошел, стороны обязались сразу же уведомлять друг друга о произошедшем по дипломатическим каналам.

Соглашение подписали руководители США и СССР в ходе визита президента Ричарда Никсона в Москву в мае 1972 года. Документ был подписан сроком на три года с дальнейшим регулярным продлением. Это был один из нескольких документов, оформленных в рамках тех же переговоров Никсона и Брежнева: кроме того, были заключены договоры о ПРО, об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), об использовании космического пространства в мирных целях и другие.

Как пояснил «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко, ранее таких инцидентов в морях не было потому, что Россия не была так активно представлена в Мировом океане. «Этот инцидент означает только одно, что у нас с американцами уже нет никаких страховочных механизмов ни в воздухе, ни на море. У СССР и США было соглашение, но оно явно устарело.

И американцы нам все время демонстрировали, что они не собираются его соблюдать, пытаясь показать, что Россия слабее, чем Советский Союз.

Как только Россия начинает отстаивать свои права в Мировом океане, соответственно, американцы нам демонстрируют, что мы слабее их — это главная подоплека. То есть, если мы возвращаемся в Мировой океан — это вызывает противодействие американцев», — сказал собеседник.

По данным командования Военно-морского флота России, в настоящее время более 50 надводных кораблей и подводных лодок ВМФ находятся в дальней морской зоне, выполняя задачи боевой службы, боевого дежурства и боевой подготовки. Ушедший с поста главнокомандующего ВМФ адмирал Виктор Чирков ранее неоднократно заявлял, что Россия «восстанавливает свои позиции» в Мировом океане, что продиктовано целесообразностью «сбалансированного присутствия сил ВМФ с целью недопущения даже малейших угроз безопасности России». При этом адмирал подчеркивал, что возвращение российских кораблей в Мировой океан не означает «бряцания оружием».

Во вторник же Reuters сообщил со ссылкой на источник в министерстве обороны США, что российский военный корабль выполнял 17 июня «небезопасные и непрофессиональные» действия вблизи двух американских кораблей.
Источник заявил, что российский фрегат класса «Неустрашимый» приблизился к американскому эсминцу Gravely на 288 метров, а также сблизился на 9,26 км с эсминцем Harry S. Truman в восточном Средиземноморье.