Десантно-штурмовые соединения Воздушно-десантных войск России с 1 декабря пополнятся танковыми ротами, сообщил в рамках визита в Белоруссию командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. В составе ВДВ три компонента: парашютно-десантный, десантно-штурмовой и горный десантно-штурмовой.
«На 1 декабря этого года танковые роты будут сформированы во всех десантно-штурмовых соединениях ВДВ. Экипажи танковых рот прошли обучение в учебных центрах военных округов», — заявил Шаманов.
По словам командующего, техника поступит в войска после августа. Кроме того, генерал напомнил, что к 1 декабря все сержантские должности в ВДВ будут укомплектованы контрактниками. Задача — довести соотношение между срочниками и контрактниками до 20 к 80%. В настоящий момент полностью на контрактную службу переведена только одна десантно-штурмовая бригада — входящая в состав коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ и миротворческих сил ООН Ульяновская ДШБ.
Военный эксперт Виктор Мураховский пояснил «Газете.Ru», что опыт боевых действий, в том числе и десантно-штурмовых подразделений ВДВ, показывает, что их приходится усиливать в том числе и танками. «Это было и в Афганистане, и в других конфликтах, в том числе на территории бывшего СССР, на Северном Кавказе — везде приходилось усиливать танками. Танк — это ключевой момент наземного общевойскового боя, без них никуда не деться», — рассказал Мураховский.
По его словам, раньше в случае необходимости танки просили из наличия Сухопутных войск, так как их нет в штате ВДВ, а теперь они войдут в организационно-штатную структуру десантно-штурмовых подразделений.
«Насколько я знаю, сейчас речь идет о танковых ротах в составе десантно-штурмовых бригад, но дальше планируется развернуть их до батальона. Это оптимизация оргштатной структуры, поэтому их вводят в штат, а заодно остальные подразделения ВДВ могли бы учиться с ними взаимодействовать», — отметил эксперт.
На вооружение танковых рот поступят модернизированные танки Т-72Б3. Как сообщал в интервью «Газете.Ru» глава производящего эти бронемашины Уралвагонзавода Олег Сиенко, только в 2016 году военному ведомству поставят около 200 танков Т-72Б3. У обновленного танка более мощный двигатель, есть дополнительная защита башни, днища и боковых проекций.
В ВДВ пояснили «Газете.Ru», что каждое десантно-штурмовое соединение получит по одной танковой роте, речи о парашютном десантировании танков не идет, переброска подразумевается при помощи самолетов «посадочным способом».
«По факту десантно-штурмовые бригады в основном применяются на земле, они ни разу за свою историю не осуществляли парашютное десантирование, тем более с техникой. Парашютно-десантные подразделения будут для них вспомогательными. По сути, это представляет собой высокомобильные наземные силы», — добавил эксперт Мураховский, отметив, что на оснащении подобных соединений вообще нет боевых машин, приспособленных к парашютному десантированию.
Оптимизация дорогого удовольствия
В настоящий момент в интересах ВДВ создается и разрабатывается большое количество военной техники, в частности, на вооружение недавно стали поступать новейшие боевые машины десанта БМД-4М, бронетранспортеры «Ракушка». Только за 2016 год десантники планируют получить около 140 БМД и примерно 90 БТР. К 2025 году в войска должны поставить более 1,5 тыс. БМД-4М и более 2,5 тыс. БТР «Ракушка». В войсках испытывают новые боевые разведывательные химические машины РХМ-5. На вооружение поступают квадроциклы и снегоходы. Также создается боевая четырехколесная машина для разведывательных и специальных подразделений ВДВ и сил специальных операций «Тайфун». При общем плане доведения уровня оснащенности современной техникой Вооруженных сил России к 2020 году до 70% генерал Шаманов намерен в своих войсках иметь долю новейшей техники в размере 80–85%.
По мнению Виктора Мураховского, комплект вооружения ВДВ на сегодняшний день не является оптимальным, учитывая реалии и задачи. Собеседник отметил, что на сегодняшний день те задачи, которые ВДВ выполняли в советское время, в частности участие в воздушно-десантной операции с массированной выброской одним рейсом до целой дивизии на большую глубину в оперативно-стратегических целях, не актуальны.
«Сейчас ни состав военно-транспортной авиации (ВТА) этого не позволяет сделать, ни задач таких нет.
Некоторая часть ВДВ участвует в Сирии, но не напрямую в боевых действиях, а в качестве сил специальных операций как ее элемент. Весь опыт после Великой Отечественной войны показал, что даже когда ВДВ применялись, например, в 1968 году в Чехословакии, все равно их заточенность на парашютное десантирование совместно с техникой нигде ни разу не использовалась на практике», — говорит эксперт.
Техника, которая требуется ВДВ, существенно дороже, чем обычная бронетехника, ведь ее необходимо оснащать специальными средствами для десантирования. «Это сильно удорожает содержание на ВДВ, получается, что мы деньги закачиваем в то, что никогда не применялось ранее и, думаю, вряд ли будет применяться. Когда в советское время отрабатывали воздушно-десантную операцию, то чтобы высадить одну дивизию ВДВ, привлекалось чудовищное количество сил и средств обеспечения: несколько дивизий фронтовой и бомбардировочной авиации, истребительной авиации на прикрытие, это ракетные войска и артиллерия на обеспечении полосы пролета», — разъяснил Мураховский. В такой ситуации как раз создание танковых рот является «шагом в верном направлении» — это оптимизация.
Как ранее заявлял Владимир Шаманов, танковых рот в ВДВ будет шесть. Кроме того, в 2016 году предполагается формирование двух рот беспилотных летательных аппаратов, в том числе и ударных, а также двух рот радиоэлектронной борьбы.