Переименованный в честь второго президента Египта Гамаля Абдель Насера вертолетоносец «Владивосток» класса «Мистраль» отбыл из французского порта Сен-Назер в Александрию. Флаг Арабской Республики Египет, как ранее писала «Газета.Ru», подняли 2 июня. По иронии судьбы предназначавшийся российскому Тихоокеанскому флоту универсальный десантный корабль, из-за санкций перепроданный Египту, отправляется к новому хозяину в День России — 12 июня. Французские СМИ сообщают, что в 9.30 утра по местному времени корабль покинул порт Сен-Назера в сопровождении двух буксиров. Как выяснила «Газета.Ru» в построившей корабли корпорации DCNS, представители которой присутствуют на корабле, первому УДК предстоит непростое плавание в Египет.
«Прежде чем отправиться в порт приписки — Александрию, — вертолетоносец Gamal Abdel Nasser примет участие в совместных учениях военно-морских сил Египта и Франции», — сообщили в DCNS.
Le bâtiment de projection et de commandement Nasser de la marine égyptienne a pris la mer pour rejoindre l'Egypte pic.twitter.com/v43a3Gcc4E — DCNSgroup (@dcnsgroup) 12 июня 2016 г.
Около 180 египетских моряков проходили обучение на первом «Мистрале» несколько месяцев, начиная с февраля, при участии инструкторов DCNS/STX. Как сообщали египетские источники, прибытие «Мистраля» в Египет ожидается 22 июня, где кораблю устроят торжественную встречу.
Контракт на поставку двух построенных для ВМФ России универсальных десантных вертолетоносцев класса «Мистраль», первоначально получивших имена «Владивосток» и «Севастополь», Франция подписала с Египтом 10 октября 2015 года. Сообщалось, что сумма сделки составила примерно €950 млн. По некоторым данным, Каиру финансово помогает совершить эту сделку Саудовская Аравия.
Корабли класса «Мистраль» отвечают разным потребностям — как военным, так и гражданским и гуманитарным — благодаря своей многофункциональности.
Длина корабля составляет 199 м. Водоизмещение — более 22 тыс. тонн. Осадка — 6,42 м. Дальность плавания УДК — до 20 тыс. миль. Он способен развивать скорость более 18 узлов. На борту может размещаться до 480 человек, оборудование, бронетехника, до 16 боевых тяжелых вертолетов.
Как рассказывал «Газете.Ru» один из российских моряков, проходивших обучение на «Мистрале», на вертолетоносцах для моряков-контрактников предусмотрены четырехместные каюты с душем и туалетом, офицеры и командиры живут в двухместных, а еще более высокие чины — в одноместных. Он также отметил наличие спортзала с беговыми дорожками, велосипедами и силовыми тренажерами. Кроме того, корабль располагает медицинским блоком, оснащенным различным оборудованием, в том числе для стоматологов, хирургов. По словам моряка, «там даже рожать можно». Такое оборудование крайне полезно в случае, если на «Мистрале» будут, например, перевозить беженцев.
По словам главы DCNS Эвре Гийу (Herve Guillou), поставка «Мистраля» Египту укрепляет отношения с Арабской Республикой, с которой судостроительная корпорация имеет несколько контрактов и совместных программ.
Напомним, что между Парижем и Каиром заключена сделка о создании для Египта четырех корветов Gowind, причем три из них соберут на верфи в Александрии. В общей сложности к 2020 году DCNS поставит Египту до семи кораблей.
Контракт на строительство пары кораблей-доков класса «Мистраль» для ВМФ России был подписан в июне 2011 года между французской DCNS/STX и российским спецэкспортером вооружений — «Рособоронэкспортом». Стоимость его составила €1,2 млрд. Передача первого УДК «Владивосток» должна была состояться осенью 2014 года, а второго — «Севастополя» — осенью 2015 года. Но президент Франции 25 ноября 2014 года принял решение приостановить поставку кораблей России по геополитическим причинам — из-за событий на юго-востоке Украины. Замминистра обороны России по вооружениям Юрий Борисов тогда заявил, что Россия будет ждать окончательного решения Парижа и не будет выдвигать претензий, а лишь действовать в строгом соответствии с контрактом. Официально контракт был расторгнут 5 августа 2015 года. Выплаты по расторжению договора составили около €950 млн. Как поясняли в Минпромторге и «Рособоронэкспорте», оказалось, что в рублевом эквиваленте Россия получила почти вдвое больше суммы, выплаченной авансом за корабли: на руку сыграл обвал рубля.