Уникальный дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», получивший имя в честь лежавшего 33 года на печи русского богатыря, спустили на воду — это произошло впервые за более чем 40 лет. В 2017 году новейшее судно должно войти в состав Северного флота ВМФ России. Глава строящих ледокол «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков на церемонии заявил, что осенью на заводе заложат новые арктические корабли.
Закладка ледокола с автономностью плавания в два месяца проекта 21180 состоялась в Санкт-Петербурге 23 апреля 2015 года. По данным СМИ, «Илью Муромца» строят на том же стапеле, где некогда создавали легендарный атомный ледокол «Ленин».
«Сегодня мы спускаем ледокол-снабженец с большими возможностями. Хочется заверить, что корабль будет сдан в срок», — сказал Бузаков.
В прессе неоднократно сообщалось, что планируется построить четыре ледокола проекта, очевидно, имена двум другим могли бы дать «Алеша Попович» и «Добрыня Никитич», как именовать четвертого арктического богатыря, остается загадкой. Начальник технического управления ВМФ РФ контр-адмирал Игорь Зварич отметил, что «вероятность того, что ледокол «богатырской» серии будет производиться серийно, высока». Глава «Адмиралтейских верфей» поспешил заявить о контракте на закладку еще двух ледоколов, названий у которых пока нет. Но, по данным источника «Газеты.Ru» в военном ведомстве,
пока речь идет только о головном корабле проекта 21180, «на другие пока контракт не заключался».
Бывший главком ВМФ адмирал Виктор Чирков отмечал, что «строительство такого ледокола является своего рода прорывом в сфере военного кораблестроения». По его словам, при строительстве корабля выполняются все требования ВМФ. Минобороны отмечает, что новейший ледокол способен эффективно выполнять задачи в арктических морях в сложной ледовой обстановке.
«Ему под силу преодолевать ледяной панцирь в 1 м толщиной. Дальность плавания судна значительно перекрывает общую протяженность Северного морского пути, которая от Карских ворот до залива Провидения составляет около 5600 км», — утверждают военные.
Чирков отмечал, что при проектировании «Ильи Муромца» учитывались технологии завтрашнего дня: мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый, электрический, принцип движения, многофункциональность. «Мы получим ледокол, который будет эффективно обеспечивать действия корабельных группировок кораблей ВМФ в арктической зоне», — говорил он.
Задача новейшего судна — обеспечивать деятельность арктической группировки ВМФ.
Экипаж «Ильи Муромца» — 35 человек. Длина ледокола — более 80 м, ширина — 20 м, водоизмещение — 6 тыс. тонн. Он способен преодолевать толщину льда до 80 см. Дальность плавания этого ледокола — около 12 тыс. миль. Скорость — до 15 узлов.
Одним из новых принципов, примененных при строительстве современного российского ледокола, являются его механические винторулевые колонки мощностью 3,5 МВт. Благодаря им корабль может двигаться вперед, назад и в любую сторону, вращаясь вокруг вертикальной оси на 360°. Подобная технология впервые применена на ледоколе в России.
Как отметил в беседе с «Газетой.Ru» служивший на Севере председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) капитан 1-го ранга Михаил Ненашев, наличие таких винторулевых колонок, которых раньше на флоте не было, позволит использовать новый ледокол не только в Арктике, но и в Антарктиде, в том числе и для спасательных и других мирных целей, так как там запрещено хождение кораблей с атомными силовыми установками, а у «Ильи Муромца» она дизель-электрическая.
«Предусмотрены, хотя это еще не принято, места для установки двух артиллерийских корабельных пушек — по необходимости они могут быть установлены. Он может исполнять не только патрульные функции с установленными пушками, а можно на нем дополнительно разместить десант и морскую пехоту», — отметил Ненашев.
Новый российский ледокол на борту имеет кран и манипулятор для работы с грузами, вертолетную площадку для противолодочных Ка-27, а также имеет возможность размещения катера и специальных боновых заграждений для исполнения задач экологического характера в случае разлива нефти. «В гражданских целях можно его использовать для экспедиций. Нам нужна серия таких ледоколов: с учетом того что
такие корабли требуются как для ВМФ, так и для морской пограничной береговой охраны и других транспортных целей Федерального агентства морского и речного транспорта, а также науки, то, по примерным расчетам, необходимо серию в 20 таких судов», — добавил председатель ДПФ,
подчеркнув важность создания подобного судна в столь короткие сроки как для судостроительной промышленности, так и для флота. Предполагается также, что ледокол смогут применять для гидрографических исследований, тушения пожаров на аварийных объектах. «Такого универсального судна ледового класса раньше в составе ВМФ не было, хотя раньше судов ледового класса было порядка 30. Сейчас происходит настоящее обустройство российского присутствия на российской арктической территории!» — подчеркнул Ненашев.
Напомним, что российское руководство и военные в недавние годы активно занялись освоением Арктики. Министерство обороны стало развивать арктическую инфраструктуру и размещать в регионе воинские соединения. Как заявлял глава военного ведомства Сергей Шойгу, «мы сюда [в Арктику] пришли не на год и не на два, а надолго, на века». К 2020 году военное ведомство должно уточнить морские границы России в арктическом регионе.