Минобороны России планировало 25 мая приступить к новой серии авиаударов в Сирии — это должны были быть бомбардировки позиций группировки »Джебхат ан-Нусра» (террористическая организация, запрещенная в России и других странах. — «Газета.Ru»). Однако с этими действиями решили повременить — причем по просьбе местной оппозиции, которая не успела вывести свои силы с захваченных боевиками земель.
«За последние несколько суток в российский Центр примирения враждующих сторон
поступило около десятка обращений от руководства вооруженных формирований в различных провинциях Сирии, прежде всего Алеппо и Дамаск, с просьбой не наносить удары до завершения их размежевания с боевиками террористической группировки «Джебхат ан-Нусра»,
— рассказал представитель российского Минобороны Игорь Конашенков.
По итогам этих обращений российские военные решили продлить срок присоединения вооруженных формирований к режиму прекращения огня. Умеренной оппозиции предоставят возможность точно определить, какие районы находятся под их контролем.
Предполагается, что, когда российские военные получат эти данные, они смогут определить, в каких поселениях базируется именно «Джебхат ан-Нусра», — и начнут наносить авиаудары.
Точных сроков завершения работы с оппозицией в Минобороны пока не называют, хотя первоначальная дата 25 мая называлась четко.
Авиаудары «в одностороннем порядке»
На заседании коллегии Минобороны 20 мая министр Сергей Шойгу связал основные нарушения режима прекращения огня именно с действиями «Джебхат ан-Нусры». По его словам, эта группировка обостряет обстановку в Латакии, Алеппо и в пригородах Дамаска.
«Мы оставляем за собой право начиная с 25 мая в одностороннем порядке наносить удары по отрядам международных террористических организаций и незаконных вооруженных формирований,
не присоединившихся к режиму прекращения боевых действий», — говорил Шойгу. Тогда министр отметил, что Москва предложила Вашингтону совместно бороться с этой группировкой.
В Госдепартаменте США поспешили отвергнуть данные о возможных переговорах на эту тему.
«У нас нет соглашения с Россией по проведению совместных бомбардировок в Сирии. Мы обсуждаем с нашими российскими партнерами предложения по устойчивому механизму для осуществления лучшего контроля и укрепления режима перемирия», — сказал официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби.
Утром 25 мая с заявлением на эту тему выступил замглавы МИД России Михаил Богданов, который сказал, что
США вовсе не отказывались от российского предложения координации борьбы, а «как обычно, изучают» его.
После заявлений о планах бомбить позиции «Джебхат ан-Нусры» в районах Сирии, подконтрольных правительству, произошли теракты, в результате которых погибли более 100 человек.
Произошедшее связывают с деятельностью крупнейшей группировки региона — «Исламского государства» (группировка запрещена в России и других странах. — «Газета.Ru»), однако появились данные, что после взрывов в Латакии был задержан террорист со взрывчаткой. Предположительно, это был боевик движения «Ахрар аш-Шам», которое, в свою очередь, связывают именно с «Джебхат ан-Нусрой».
Затем появились данные о предположительно сгоревшей военной технике на одной из сирийских авиабаз — причем западные СМИ настойчиво указывают на ее принадлежность российским военным. В российском Минобороны назвали эту информацию «пропагандой ИГ», однако не исключено, что события последних дней в какой-то мере повлияли на российских военных, которые решили отсрочить решительные действия.
Нельзя исключать и того, что отмена начала авиаударов 25 мая связана не только с просьбами сирийской оппозиции, но и с тем, что руководство США «изучает» российское предложение о координации действий.
Напомним, что с 27 февраля в Сирии начался режим прекращения огня, при этом перемирие не распространялось на организации «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра» и другие, признанные Совбезом ООН террористическими формированиями. С 15 марта по поручению президента Владимира Путина Минобороны начало вывод основной части российской группировки с территории Сирии. Задача была выполнена в течение нескольких дней — на аэродромы базирования в Россию вернулось большинство боевых самолетов ВКС. Причиной вывода войск было названо «выполнение поставленных перед группировкой задач».