«Роскосмос» внедрит на предприятия ракетно-космической отрасли рентген-аппараты и другие специальные средства контроля, чтобы повысить качество производимой продукции. Об этом «Газете.Ru» сообщил представитель госкорпорации.
«Системные проблемы российской ракетно-космической отрасли накапливались десятилетиями. Например, неотработанность технологий, нестабильность на всех уровнях изготовления космических аппаратов, включая электрорадиоизделия, и неоптимальное реагирование техники на аномалии», — отметил собеседник.
Так, буквально месяц назад из-за допущенной разработчиками («НПО автоматики») кабеля системы управления стартового комплекса ракеты «Союз-2» ошибки на космодроме Восточный первый пуск носителя был перенесен на резервную дату. Проводившая расследование инцидента госкомиссия пришла к выводу, что ошибка была допущена в процессе изготовления основного комплекта кабелей, принятого отделом технического контроля еще в декабре 2014 года.
Как пояснил собеседник в «Роскосмосе», уже сейчас на предприятиях начали внедрять современные средства и методы обеспечения качества продукции.
«Внедряемые средства объективного контроля, полностью соответствующие мировому уровню, позволят полностью исключить наличие сторонних частиц в трубопроводах и баках;
томографы и современные аппараты рентген-контроля необходимы для повышения качества производимых деталей сложной конфигурации и сварных швов. Например, на производстве ракет-носителей «Союз» проводится стопроцентный рентген-контроль», — сказал «Газете.Ru» представитель госкорпорации.
Подобная технология может предупредить такие случаи, как, например, авария созданной Центром имени Хруничева ракеты-носителя «Протон-М» на Байконуре в июле 2013 года, в результате которой были утеряны три спутника ГЛОНАСС. Как установило тогда следствие, причиной аварии стала неправильная установка датчика угловых скоростей в канале рыскания системы управления — он был повернут на 180° относительно нормального положения.
Как пояснил «Газете.Ru» член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин, такая технология, как рентген-контроль, относится к способу проверки свойств объекта путем неразрушающего контроля, когда не требуется демонтажа или иного вмешательства в элементы системы. Эта технология применяется не только в космонавтике.
Кроме того, в ракетно-космической отрасли начата работа по визуализации технологических процессов изготовления продукции, планируется, что это позволит снизить влияние человеческого фактора. Как в случае с тем же кабелем для Восточного, историю с которым глава «Роскосмоса» Игорь Комаров назвал «халатностью отдельных исполнителей», потому что сделали, но не проверили.
Для исключения технологических проблем «Роскосмос» также начал разработку корпоративных стандартов на полные программные имитаторы космических аппаратов и базовых средств, вводятся единые методики решения проблемы неоптимального реагирования на аномалии.
Чтобы исключить ситуации отказа техники, усиливаются направления наземной отработки экспериментов. В том числе развивают средства подготовки тестов космической техники и тщательно анализируют результаты всех этапов экспериментов при помощи современных информационных технологий.
«Для достижения оптимального соотношения технических и стоимостных параметров планируется
разработка открытых отраслевых стандартов и механизмов доступа к существующим заделам, это делается для привлечения на конкурсной основе более широкого круга разработчиков бортового оборудования», — пояснили в госкорпорации.
По словам Андрея Ионина, одной из причин сложившейся в ракетно-космической отрасли ситуации стала созданная в Советском Союзе «огромная кооперация» предприятий, появившаяся в 1950-е годы из-за необходимости срочности исполнения задач. Аналогичная история и в США. Эксперт отметил, что управлять такой кооперацией крайне сложно, поэтому необходимо перенимать успешный опыт из других отраслей.
«Есть похожие задачи в других отраслях, например в авиастроении, где тоже большая кооперация, но там процесс отлажен. Поэтому можно этот опыт управления огромной кооперацией предприятий переносить и в ракетостроение, что сейчас и делают, — сказал «Газете.Ru» Ионин. — Например, многие люди в новой команде «Роскосмоса» — из ОАКа».
«Надо брать из авиации, этому можно научиться: год-два — и инженеры переучатся, регламенты будут написаны, отраслевые стандарты», — пояснил эксперт.
При этом он отметил и другую проблему — кадровую. По мнению собеседника, важной составляющей выхода из кризиса в отрасли является решение проблемы с большой концентрацией ключевых предприятий в больших городах, появившейся в СССР, когда специалистов можно было привлечь лишь в города с наивысшим уровнем жизни, такие как Москва, Санкт-Петербург, Самара и Екатеринбург.
«Когда СССР не стало, это достоинство стало недостатком. Космическая отрасль априори не может и не сможет создать такие условия для талантливой молодежи, как, например, финансовые институты. Все крупные города стали центрами финансовой жизни, им тоже нужна молодежь с математическим складом ума, но там зарплаты другие.
Теперь надо перестраиваться, производство из больших городов выводить, где это можно делать за меньшие деньги. Возможно, космонавтика сейчас разделится на две части. Но это потребует времени больше, чем два-три года», — добавил Ионин.
На сегодняшний день, по его мнению, в крупных центрах имеет смысл оставлять лишь самые ценные кадры, работающие в конструкторских бюро, которым необходимо вращаться в определенном обществе.
Как отмечал вице-премьер Дмитрий Рогозин, вопрос кадров в столь высокотехнологической отрасли, как ракетно-космическая, — «очень деликатная тема». «У нас мало пока специалистов. Есть талантливая молодежь, но она пока не способна подхватить знамя», — констатировал он.
Эксперт Ионин самой сложной проблемой считает изменение менталитета, когда люди, надеясь на авось, «забивают молотком» датчики в ракеты, как в истории с «Протоном».
Тем временем в «Роскосмосе» отмечают, что, несмотря на сложную ситуацию в отрасли, динамика наблюдается положительная. «Часть мероприятий по снижению уровня дефектов уже дает результат. Уже более 20% спутников превышают срок их гарантийной эксплуатации, но задач впереди еще очень много», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» представитель госкорпорации.