Россия, США и другие стороны продолжают совместную работу по урегулированию ситуации в Сирии. Как рассказал министр обороны Сергей Шойгу, Москва предложила Вашингтону с 25 мая совместно планировать и наносить удары по позициям «Джебхат ан-Нусры» (террористическая группировка, запрещенная в России и других странах. — «Газета.Ru»).
До этой даты Россия намерена вместе с США работать над тем, чтобы присоединить подконтрольные умеренной оппозиции населенные пункты к режиму перемирия.
«Мы предлагаем США до 25 мая текущего года продолжить работу с формированиями умеренной оппозиции по их присоединению к режиму прекращения боевых действий; точному определению подконтрольных им районов; выводу отрядов, соблюдающих условия прекращения боевых действий, с территорий, занимаемых формированиями «Джебхат ан-Нусры» и другими международными террористическими организациями», — сказал Шойгу на коллегии Минобороны.
Министр подчеркнул, что именно действия «Джебхат ан-Нусры» сохраняют напряженность в регионе.
Основные нарушения режима прекращения боевых действий и периодическое обострение обстановки в Северной Латакии, провинции Алеппо, а также пригородах Дамаска связаны с попытками «Джебхат ан-Нусры» и примкнувших к ней вооруженных формирований сорвать мирное урегулирование конфликта и добиться возобновления полномасштабных военных действий на территории Сирии», — заявил министр.
Кроме того, подчеркнул Шойгу, боевики этой группировки, как и сторонники «Исламского государства» (группировка также запрещена в России. — «Газета.Ru»), беспрепятственно пересекают границу Турции и Сирии.
Таким образом, Шойгу пока обходит стороной вопрос группировок «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам», которые российские дипломаты и военные неоднократно относили к террористическим. В том числе заявлялось, что эти группы связаны с запрещенной в России и других странах мира «Аль-Каидой» (организация запрещена в России).
В конце апреля Россия предложила ООН внести эти группировки в разряд террористических, однако США, Франция, Великобритания и Украина заблокировали это решение. В российском МИДе назвали такую позицию «неконструктивным подходом».
«Джейш аль-Ислам» фигурирует практически в каждом из ежедневных отчетов Минобороны о нарушениях режима перемирия в Сирии. Изредка в них упоминаются и обстрелы со стороны боевиков «Ахрар аш-Шам».
Однако на коллегии в пятницу Сергей Шойгу не стал поднимать эту тему и заявил о планах сконцентрировать совместные усилия на «Джебхат ан-Нусре», которую на Западе также считают террористической. Означает ли это, что Москва и Вашингтон достигли промежуточного компромисса?
«Джебхат ан-Нусра» действительно является одним из ключевых источников нестабильности в Сирии, особенно на севере страны, считает завотделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.
«Россия в последнее время убедительно показывает США, что именно «Джебхат ан-Нусра» нападает на мирное население. Поэтому подвижки в эту сторону возможны», — сказал Евсеев «Газете.Ru».
По мнению аналитика, отсутствие активных действий коалиции против этой группировки связано с турецкими интересами в регионе. Именно на границе с Турцией — в провинциях Идлиб и Алеппо — наиболее активны боевики «Джебхата».
«США не желали в это вмешиваться, чтобы не создавать дополнительных проблем с Турцией, к которым привели бы любые активные действия против «Джебхат ан-Нусры», — говорит Евсеев.
С другой стороны, подчеркивает эксперт, турецкое руководство активно поддерживает радикалов-исламистов, что в конечном счете должно вызвать негативную реакцию Вашингтона.
Евсеев указывает на еще одну причину не наносить удары по «Джебхат ан-Нусре». С ноября в Латакии развернута российская система ПВО С-400. Таким образом, при проведении ударов в соседних регионах (где как раз активна эта группировка) американские самолеты рисковали бы быть сбитыми российским комплексом. По большому счету Россия получила «эксклюзивные права» на борьбу с «Джебхат ан-Нусрой».
В отличие от более радикального «Исламского государства» «Джебхат ан-Нусра» адаптируется к режиму прекращения огня и частично маскируется под другие, более умеренные группировки.
Соединения террористов формально присоединяются к группам, которые Запад признает умеренной оппозицией, — таким образом они избегают в том числе атак со стороны сирийских и российских военных.
Для России проблему составляет похожий набор факторов. Близость контролируемых «Джебхат ан-Нусрой» территорий к турецкой границе чревата эскалацией напряженности. Маскировка террористов под умеренную оппозицию может испортить взаимодействие Москвы с неправительственными силами Сирии. Наконец, близость позиций «Джебхат ан-Нусры» к базе Хмеймим ставит российских военных под угрозу.
Не было бы счастья, да несчастье помогло: похоже, активность террористов и нарастание кризиса в ближневосточной стране в очередной раз подталкивает Россию и США к конструктивному диалогу. Как подчеркивает глава российского Минобороны, «принятие данных мер позволит добиться перехода к процессу мирного урегулирования конфликта на всей территории Сирии», при этом традиционно напоминая, что предложенные меры согласованы с руководством Сирийской Арабской Республики.