Как засадить Hunta

Корреспондент «Газеты.Ru» испытал новый белорусский болотоход

Павел Котляр
Павел Котляр/«Газета.Ru»
По воде, по льду, по грязи аки посуху — корреспондент «Газеты.Ru» протестировал в болотах Белоруссии новый плавающий вездеход, который уже испытывают местные пограничники. Несмотря на поломку, оверкамер показал себя с лучшей стороны, готовясь к выходу на российский рынок.

«Я — Hunta! Я — король бездорожья. «Шерп», а ты кто?» — ролик с таким провокационным названием недавно разместили в интернете производители новейшего белорусского вездехода, решив подзадорить российского конкурента, а заодно и подогреть интерес публики.

Неудивительно, что местом испытания белорусского вездехода, претендующего на исключительную проходимость за счет низкого давления в шинах, стали топи и озера Миорского района Витебской области, куда и отправился корреспондент «Газеты.Ru».

Именно тут находится крупнейшее верховое болото в Европе, в этих топях в годы Великой Отечественной войны укрывались от фашистов партизаны и местные жители.

Идея создать плавающий вездеход с шинами низкого давления пришла директору завода «МАЗ-МАН» Александру Картыннику несколько лет назад после веселого путешествия у побережья Охотского моря на катере, когда после взрыва мотора туристы не могли дождаться МЧС несколько суток, будучи окружены верховыми болотами. «Здесь же у нас много болот и охотхозяйств, где ездить не на чем. Сначала думали покупать, а один знакомый, бывший комсомолец, пришел и говорит: зачем покупать, сами за три месяца сделаем», — вспоминает смеясь директор.

До готового результата прошло не три месяца, а несколько лет, и сегодня вездеход готовится выйти на российский рынок. О том, что тихоходность на асфальте — явно не конек новинки и незаметно подкрасться к врагу машина в случае чего не сможет, стало понятно сразу. За минуту до появления трех вездеходов в охотхозяйстве, где состоялась презентация, деревню Зачаревье наполнил низкий звук, напоминающий гул транспортного Ан-26. Видно, что жители деревни к гигантам давно привыкли и при их появлении от своих дел не отрываются.

Причина гула — довольно редкий рисунок протектора с боковыми грунтозацепами, которые гудят на твердом покрытии, зато отлично тащат на бездорожье, для которого и создано это чудо техники. К слову, о колесах. Рабочее давление в них — 0,1–0,5 бар, на самом лютом бездорожье его можно опускать и ниже 0,07 бар. Благодаря объемным шинам вездеход и держится на плаву, несмотря на негерметичность кузова.

Протектор был разработан специально для этой машины на заводе «Белшина», он предназначен для езды по заболоченному сухому лесу, тонкому льду, пням и корягам.

Стоимость одной покрышки не превышает $400. Между тем, по словам знакомых с российским вездеходом «Шерп» журналистов, его колесо обходится в €1 тыс. «Я бы сделал зацепы на пять сантиметров толще», — показывает дядя Рома. Живет и работает дядя Рома в деревне — ухаживает за внушительным стадом оленей, участвует в испытаниях и доводке оверкамеров (термин, специально придуманный для этих машин) и потому знает в них каждый винтик, а в округе — каждую кочку.

Оказавшись в салоне машины, первым делом замечаешь аскетизм и утилитарность, с которыми выполнена приборная доска.

Воздушными кранами она напоминает интерфейс подлодки,

тут нет ничего не нужного, а из нужного — показатель давления в ресивере, которым накачиваются колеса и опускается гребной винт, собственно тумблер опускания винта и стояночный тормоз, также приводимый в движение сжатым воздухом.

Все остальное покажет бортовой компьютер — сюда выводится информация о давлении в каждом колесе, распределении топлива в баках, изображение с камеры заднего вида. Приятно удивляет внутренний объем кабины, который на проморолике кажется значительно меньшим. В салоне на простеньких креслах вполне умещаются семь человек, есть место для груза или добычи. А широкий люк между первым и вторым рядами обеспечивает простой доступ на крышу,

где утомленные поездкой или количеством выпитого охотники или рыболовы — основные покупатели машины — могут лежа продолжить путешествие.

Плавность хода — еще одна фишка оверкамера. Благодаря низкому давлению в шинах машина не скачет по буеракам, а убаюкивающе наплывает на них, слегка покачиваясь на независимой подвеске, будь то лесная колея, валуны или лежащие поперек дороги деревья. Кстати, указав высоту преодолеваемого препятствия в 60 см, мазмановцы явно поскромничали.

Благодаря отсутствию бампера передние и задние колеса выходят за геометрические размеры кузова, что дает возможность забираться на более высокие преграды.

Проезжаем несколько километров по полям — первая незапланированная остановка — громкий хруст в передней подвеске при движении. Дядя Рома безошибочно определяет причину: открутились два из четырех болтов защиты переднего редуктора, и карданный вал задевает защиту. Снимаем два болта с оставшихся трех машин и продолжаем путь.

Верховое болото — вот где Hunta чувствует себя как рыба в воде, впрочем, в воде он чувствует себя еще увереннее. Пожалуй, никакая серийная колесная техника типа «Урала» или «Шишиги» в эти места и не сунется, а если сунется, то спустя сутки врастет в мох и станет частью рельефа. Ведь ехать здесь можно только на полуспущенных широких шинах, не газуя, чтобы не сорвать ковер из трав и мхов. Особо опасны здесь так называемые окна — полуоткрытые участки, куда и человек может стоя уйти под воду. Впрочем, даже застрявший оверкамер спустя полчаса героических усилий и нецензурной брани сантиметр за сантиметром сам вытаскивает себя на «сушу». «Вот где надо снимать «окна с Дмитрием Нагиевым», — шутит директор, ругая Рому за самодеятельность.

И тут новая беда — по стуку под капотом становится понятно, что со шкива слетел вентилятор охлаждения. Разборка на месте показала, что треснула изготовленная с дефектом ось муфты. Сначала грешили на арзамасский завод, оказалось — брак местного поставщика.

Вообще, вездеход собран «с миру по нитке» — в конструкции много российских запчастей и агрегатов, в том числе бензиновый мотор (1,7 л), коробка, раздатка и редуктора — от «Chevrolet-Нивы». Есть и дизельная версия с высокооборотистым фиатовским мотором объемом 1,9 л.

Из-за низкого давления в шинах машина едет неохотно, поэтому водитель должен очень быстро «ловить» и переключать нужные передачи, при том делая это на больших оборотах мотора. Вот почему в салоне во время езды также стоит ощутимый шум — ведь броды и грязь проходятся на оборотах мотора в 3–4 тыс.

Кузов вездехода угловатый, склеен из отдельных углепластиковых элементов, возможно, будет более легкий алюминиевый вариант.

Конструкторы признают: конструкция удачная, но сырая, поэтому такие поломки сюрпризом не являются — иногда подводят поставщики.

Оставляем один вездеход посреди болота ждать запчасть из Минска, продолжаем путь на двух машинах — кто на крыше, а кто свесив ноги с задней двери. Ведь мы еще не доехали до поляны в лесу, где можно собрать черемши, по вкусу напоминающей чеснок, и несколько километров для такой машины — не крюк. «От черемши кровь густеет и *** толстеет», — поясняет дядя Рома, не только мастер на все руки, но и источник народной мудрости.

Верховое болото кончается, и машины одна за другой плюхаются в озеро.

В воде опускается гребной винт, можно помогать себе и колесами, скорость в этом режиме может достигать 8 км/ч.

Еще одним сюрпризом оказались огромные ящики под водительским и правым пассажирским сиденьями. Вроде как они для инструментов, но полный их функционал предстоит определить позднее, в процессе эксплуатации. Один из способов их использования рождается тут же — возить в воде живую рыбу и пиво. А пока ящики скорее вредят: в надводном режиме они заполняются водой, вызывая нездоровый дифферент на один из бортов.

Расход топлива невелик — в час вездеход сжигает всего 5–6 л,

вне зависимости от того, едет ли он по трассе, плывет или месит грязь, потому путешествие продолжительностью в несколько часов мало сказалось на отметке двух столитровых баков.

Несмотря на то что в планах создателей — в первую очередь обеспечивать машинами любителей экстремального туризма, охоты и рыбалки, интерес к оверкамерам уже проявили и силовые ведомства. Пять таких машин уже взяли на испытание белорусские пограничники. В перспективе оверкамеры могут использоваться ими в болотах Полесья, где проходит граница Белоруссии и Украины. Еще до официальной премьеры завод продал более 20 таких машин, в том числе в Катар и Анголу. Известно, что в России этот вездеход будут продавать с наименованием «Хаски».