Министерство обороны Польши планирует закупку 24 американских боевых вертолетов Boeing AH-64 Apache, сообщает Gazeta Prawna. Закупка пройдет в рамках программы Kruk («Ворон») по перевооружению польской армии.
Представитель оборонного ведомства страны Бартоломей Мисевич сообщил, что уже сформулирован перечень тактических и технических требований к вертолетам, а к концу июня будут окончательно согласованы детали сделки.
Не исключено, что стороны намереваются подписать все документы к началу саммита НАТО в Варшаве, который намечен на 8–9 июля.
Предположительно, 8 из 24 вертолетов будут закуплены у Boeing в уже собранном виде, оставшиеся соберут на заводе в Польше.
Изначально польские военные выбирали из четырех вариантов — помимо Apache, рассматривались американский AH1Z Viper, французский Airbus Tiger и турецкий T-129 на базе итальянской модели Mangusta.
Apache — самый дорогой из рассматривавшихся вариантов, но его власти сочли наиболее «проверенным и зрелым продуктом», пишет Gazeta Prawna.
По данным польских СМИ, сумма сделки составляет от пяти до шести млрд злотых ($1,3--$1,6 млрд). Всего в рамках программы Kruk до 2022 года планировалось потратить 130 млрд злотых (более $33 млрд). Впрочем, как заявил недавно министр обороны страны Антони Мацеревич, программе предоставили недостаточное финансирование.
Окончательная сумма расходов, по словам министра, может вырасти почти в два раза — примерно до $60 млрд.
Немаловажно, что изначально программа Kruk была предложена на фоне развития конфликта на Украине. В Варшаве считают актуальной угрозу со стороны России, и этот взгляд продолжает доминировать: недавно министр иностранных дел страны Витольд Вашчиковский назвал Россию «экзистенциальной угрозой», которая может оказаться для Польши более опасной, чем террористы «Исламского государства» (группировка, запрещенная в России и других странах. — «Газета.Ru»).
Эта программа по перевооружению выглядит логичной в свете политики дистанцирования от социалистического прошлого, в том числе и в военной сфере. Одним из наиболее существенных этапов этого пути стал недавний скандал вокруг заявлений министра Мацеревича о необходимости очистки вооруженных сил от кадров с советской подготовкой.
Все годы после Второй мировой войны Польша являлась одним из восточноевропейских лидеров в военной сфере — но, по естественным причинам, в значительной степени зависящим от своих более могущественных союзников.
Несмотря на вступление в НАТО, техническое оснащение польской армии до сих пор во многом зиждется на советской технике. Но и для СССР страна была важным партнером — именно там было развернуто массовое производство советского многоцелевого вертолета Ми-2.
Эта машина производилась на заводе PZL-Swidnik на востоке страны с 1965 по 1998 год. Даже «премьера» вертолета в Ле-Бурже в 1967 году была организована от имени Варшавы, а не Москвы.
По данным доклада World Air Forces 2016, на вооружении польской авиации на сегодняшний день состоит 17 экземпляров Ми-2. Также важна роль советских Ми-8 и их экспортной модификации — Ми-17.
Кроме того, у польских военных есть несколько десятков других вертолетов, производившихся в 1980–1990-х годах. Это многоцелевой W-3 «Сокол», созданный на базе Ми-2, и легкий SW-4 «Неясыть». Эти машины поляки продолжают производить, однако, видимо, в Варшаве считают эти модели устаревающими.
На вооружении у поляков есть и американские вертолеты — в частности, модели Kaman SH-2G Super Seasprite. С таким вертолетом был связан недавний инцидент в Балтийском море, когда два российских самолета Су-24 помешали взлету польского вертолета с палубы американского эсминца в ходе совместных польско-американских учебных занятий.