Знаменательное для российской космонавтики событие должно было свершиться 27 апреля 2016 года
— первый старт ракеты-носителя со спутниками с первого чисто российского гражданского космодрома Восточный. Но этого не произошло.
Как развивались события на космодроме, рассказывает корреспондент «Газеты.Ru».
Как известно, изначально планировалось провести мероприятие космического масштаба в декабре 2015 года, но не случилось — президент разрешил перенести его ближе ко Дню космонавтики. Неизвестно, возникла ли эта идея у Владимира Путина случайно или он пуском с Восточного решил отметить год 55-летия полета Гагарина.
Наблюдать за историческим стартом журналистов везли практически тем же путем, что проходит поезд, на котором доставляют на стартовый комплекс Восточного ракету «Союз-2.1а», — от новенького стеклянного здания вокзала напротив въезда в таинственный город Углегорск. На территории космодрома выстроены километры новых дорог, вдоль которых все еще лежат строительные материалы для последующих работ. Вдоль шоссе потихоньку из автобусов высаживались люди в разноцветных куртках — посмотреть за пуском из амурской тайги привезли работников и жителей близлежащего города. Сквозь кроны деревьев на фоне чистого безоблачного неба виднелся стартовый комплекс — два молниеотвода и фирменная мобильная башня обслуживания космодрома Восточный.
Ничего не предвещало форс-мажора, на случай которого был выделен резервный день пуска — 28 апреля.
Прикрывающая ракету от непогоды перед стартом мобильная башня обслуживания, на которой работали специалисты, отъехала от «Союза-2.1а» примерно за час-полтора до расчетного времени пуска.
Журналистов привезли к зданию МЧС, с крыши которого предполагалось лицезреть старт ракеты. Попасть на наблюдательный пункт оказалось непросто: сначала тщательная проверка с металлоискателем, лентой с рентгеном, обычная для аэропортов. Затем несколько этажей по ступенькам вверх, подъем по которым затянулся из-за того, что выстроившуюся на лестнице очередь из груженных видеоаппаратурой журналистов просто не выпускали.
«Почему не запускаете журналистов? — возмутился сопровождающий с рацией. — ФСО дает добро!»
Команда, кажется, возымела действие. ФСО на космодроме в этот день стала одновременно движущей и обездвиживающей силой — на первый пуск должны были приехать первые лица государства, собирался сам Владимир Путин.
За полчаса до старта комментатор объявил об эвакуации персонала на безопасное расстояние. Все шло, как принято говорить в отрасли, «штатно».
Телеканалы начали записывать первые стендапы, по пять раз рассказывая в камеры кто о важности космодрома для России, а кто и вовсе о благоприятном и безоблачном прогнозе погоды. «Казалось, время для удачного старта подсчитали не только баллистики, но и синоптики», — радостно рапортовал один из телекорреспондентов. На самом деле, говорят амурчане, в регионе в году в среднем более 300 солнечных дней, так что в теплое время года трудно найти неудачный день для пуска.
«Готовность к пуску десять минут. Первый?» — продолжал диктор. «Первый» подождал с минуту и «принял готовность». Так им предстояло переговариваться еще неоднократно.
На наблюдательный пункт продолжали подниматься гости, судя по всему, важные. Вместе с группой мужчин в костюмах по деревянным ступенькам бодро взбежала нарядная девушка в ярко-розовых туфлях на шпильках — запуск ракеты для нее явно должен был стать праздником.
«Готовность к пуску одна минута. Первый?» — заявил диктор в 10.53 по местному времени (4.53 мск). Зрители предположили, что решили пустить пораньше, но это стандартная процедура.
Удивительно было одно: минут за двадцать до времени старта буквально над стартовым комплексом пролетел самолет. Странно, учитывая, что небо перед пусками ракет обычно перекрывают, объявляя трассу носителя бесполетной зоной.
«Ключ на старт», — прозвучала традиционная «космическая» команда из громкоговорителя.
«Продувка», — продолжал вещать комментатор, чем сильно рассмешил присутствующих гостей.
Время тянулось слишком медленно.
«Дренаж», — прозвучало в 10.58 по местному времени, ему что-то неразборчиво ответил оппонент.
Все эти команды — стандартные при выполнении циклограммы пуска ракет. «Дренаж» — по этой команде прекращается подпитка баков кислородом, благодаря которой компенсируется его утечка за счет испарения, дренажные клапаны закрываются.
И вот она, минута старта, но ничего не происходит.
Сразу же вспомнилось, как без малого два года назад, 27 июня 2014 года, не полетела с военного космодрома Плесецк под Архангельском самая первая легкая ракета «Ангара-1.2пп».
Ее полета ждали так же, как и первого пуска с Восточного, но автоматика дала отбой, и комиссия потом долго выясняла его причины. Улетела первая ракета, созданная в современной России, 9 июля 2014 года, а ее тяжелая «родственница» «Ангара-А5» с первого раза стартовала 23 декабря того же года.
«Доклад тридцатого принял. Первый? Расчету стартовой команды прибыть на нулевую отметку», — говорит голос. И публика заволновалась: кажется, «что-то пошло не так».
«Отчет», — слышится обрывок фразы. А ракета так и стоит за лесом.
«Пятому: привести схему в исходное состояние. Стартовый комплекс — также в исходное состояние», — произнес комментатор. Стало понятно, что старт уже не состоится.
Дальше переговоры продолжились в режиме, дающем понять, что на стартовом комплексе теперь будут «большие разборки».
«Пятый принял управление». «Внимание, первый трап охраны, обеспечить пропуск персонала и стартового расчета в первое сооружение». «Руководителям старта прибыть в комнату 246», — прозвучала угрожающая фраза. Что происходило в загадочной комнате, остается только предполагать, впрочем, самых задорных версий у журналистской братии было хоть отбавляй.
Тем временем на наблюдательном пункте тишина, некоторые мужчины в костюмах резво спустились с крыши и побежали от здания.
«А так домой хотелось», — с сожалением сказал кто-то из московских журналистов. «Вроде говорят, что на сутки, но нам пока еще не объявили», — докладывала в трубку местная работница.
Сопровождающие начали звонить и договариваться, чтобы подогнали автобусы к корпусу, хотели скорее увезти прессу, очевидно, чтобы охочие до комментариев и заявлений корреспонденты не начали отлавливать тех, кто мог бы что-то сказать о происходящем.
«Конференция закончена», — спокойным и нежным голосом внезапно прорезалась сквозь повисшую на наблюдательном пункте тишину девушка, и пошли гудки, будто абонент повесил трубку...
Публика смеялась, кто-то жаловался на плохую связь, информационные агентства передавали молнии, спрашивая, есть ли у кого-то точная цитата того, что сказал комментатор, а ракета так и стояла за лесом.
«Надо было с толкача», — пошутили представители отрасли...
Тем временем раскрылась тайна, а будет ли президент Путин присутствовать на запуске или понаблюдает за ним каким-то иным способом. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что Путин приехал и даже решил остаться до выяснения причин отмены пуска.
«В ходе ожидания до планировавшегося момента пуска президент был подробно пробрифингован о всех технологических особенностях, о режиме работы автоматики в том числе», — сказал Песков журналистам президентского пула, прибывшим вместе с ним на Восточный.
«Мы не исключаем, что президент ближайшие сутки проведет здесь, в районе космодрома. В любом случае глава государства планирует использовать это время для детального разговора и проведения соответствующих совещаний по теме второй и третьей стадий развития космодрома и строительства города Циолковского», — добавил Песков.
«Ничего страшного не произошло», — тем временем сообщил журналистам официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков, акцентируя, что космодром Восточный находится в процессе испытаний и, таким образом, мы стали свидетелями того, что системы космодрома работают штатно.
«Вывод можно сделать, что космодром, находящийся в состоянии испытаний, все испытания выдерживает. За полторы минуты до старта автоматика дала отбой. Сейчас причины выясняются. Резервная дата 28 апреля у нас сохраняется, в 5.01 мск», — добавил Буренков.
А пока комиссия выясняет причину, «Роскосмос» обещает рассказать, что же именно случилось, «как только поймут, что произошло, более точно». «Самое главное, что ракета и все три спутника сохранены, а это самое главное, значит, телеметрия работает нормально и завтра, возможно, произойдет запуск», — продолжал обнадеживать журналистов представитель госкорпорации.
«Такие случаи происходят не только у нас, а у всех космических держав», — подчеркнул Буренков.
По данным источника РИА «Новости» в отрасли, комиссия по выяснению причин переноса первого запуска «Союза-2.1а» с Восточного на резервную дату может в ближайшие часы закончить свою работу и подтвердить или опровергнуть высказанную ранее версию «о проблемах с дренажной системой «Союза», из-за которой автоматика отменила запуск».
Таким образом, учитывая историю с запуском первой «Ангары», может получиться, что новая дата пуска с Восточного будет назначена на более поздний срок, чем следующий после первоначального день.