Замминистра обороны России по вопросам вооружения Юрий Борисов заявил о закупке ведомством сотни новейших танков «Армата», отметив при этом, что этим закупки пока и ограничатся. В настоящий момент «Армата» проходит испытания в войсках, по словам Борисова, военные машиной «довольны».
«Мы продолжаем испытания «Арматы», и ограниченная партия у нас уже законтрактована, по памяти, около 100 машин. Мы не форсируем эти закупки по разным соображениям. Есть принцип разумной достаточности», — сообщил российским информагентствам Борисов.
Замминистра в очередной раз подчеркнул хороший модернизационный потенциал танков Т-72, который Уралвагонзавод сейчас доводит до уровня Т-72Б3. Как ранее в интервью «Газете.Ru» сообщал глава УВЗ Олег Сиенко, танк Т-72Б3 имеет более мощный по сравнению с предшественником двигатель и защиту — на нем установлены дополнительные элементы защиты башни, бортовых проекций и днища. В 2016 году Минобороны поставят около 200 глубоко модернизированных Т-72Б3.
Как пояснил «Газете.Ru» источник в Минобороны, удержать темп переоснащения армии в условиях сокращения финансирования оказалось возможным благодаря «неучтенному при планировании глубокому модернизационному потенциалу» техники, которая создавалась еще в советское время, в частности танков Т-72.
«Просто от безденежья начинаешь искать возможности, как решить задачи другими способами и, конечно, как можно меньшими деньгами достичь того же самого результата. Такой путь правильный. С одной стороны, он позволяет контролировать процесс поступления в войска техники, которая действительно является боевой. С другой — он сдерживает в какой-то степени гонку вооружения и скачкообразный рост военного бюджета. Это разумный государственный подход», — отметил собеседник, добавив касательно «Арматы», что «машин в контракте несколько меньше ста».
Ранее Олег Сиенко сообщал, что есть некое постановление правительства, устанавливающее покупку Минобороны 2300 танков «Армата».
Стоимость одного танка «Армата» из опытной партии, по данным «Газеты.Ru», составляет примерно 350 млн руб., при поступлении в серию она снизится до 300 млн.
Собственно, цена всегда являлась главной претензией военных к промышленности. Понятно, что создание новой техники — всегда дорогое удовольствие, особенно пока машины не стали серийными. По словам зампредседателя коллегии военно-промышленной комиссии Олега Бочкарева, технические требования к «Армате» заданы на уровне, «превышающем мировые стандарты», и на сегодняшний день таких инженерно-технических решений ни у одной армии мира нет. Он также пояснил, как планируется удешевить российское чудо бронетанковой техники.
«Возможно, мы откажемся от каких-то наворотов. Но на тех машинах, которые пойдут в опытно-войсковую эксплуатацию, будет все, что мы придумали, все, на что была готова наша промышленность. Все сделано по требованию заказчика, а когда начнется эксплуатация и станет понятно, что некий параметр мало востребован, значит, от него можно отказаться. Также мы пойдем по пути упрощения некоторых систем. Характеристики, которые мы обеспечили, — очень дорогое решение. Упростив некоторые вещи, мы не потеряем свойства этой машины, но очень много сэкономим в цене», — рассказал Бочкарев РИА «Новости».
Стоит отметить, что, по словам гендиректора Уралвагонзавода Олега Сиенко, «Армата» сегодня стоит «в три раза дешевле, чем американский Abrams, немецкий Leopard или французский Leclerc. «Ровно в три раза. Только его потенциал значительно выше», — сказал он в интервью РИА «Новости». В открытых источниках стоимость Abrams для армии США на 2012 год оценивалась в $5,5–6,1 млн.
Публичная премьера «Арматы» состоялась на параде Победы в Москве в 2015 году. Как известно, во время подготовки к параду один из танков заглох. Оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин потом объяснил инцидент человеческим фактором. Проще говоря, солдат-срочник нажал не ту кнопку. Отсюда возник вопрос: кому управлять «Арматой» в будущем? Ответ — «это машина для профессионалов».
Производить «Армату» серийно завод готов уже сейчас, но ждет отмашки от военных. А пока идут испытания, промышленники собирают замечания. Например, возникла проблема со сталью, из которой сделаны различные шестерни. «Есть вещи, которые до этого не были учтены, например резонансные явления, с которыми мы никогда в танкостроении не сталкивались, потому что эта машина тяжелее предыдущих. Нужно время, чтобы дорабатывать. Главное — надежность», — утверждает Сиенко.
Сказать, что перспективы у «Арматы» большие, значит поскромничать. На сегодняшний день известно, что фишка этого танка — в его необитаемой башне, то есть экипаж находится в отдельной капсуле, откуда дистанционно управляет орудием. Как и основной российский боевой танк Т-90, «Армата» имеет комплекс активной защиты, способный уничтожить подлетающие противотанковые боеприпасы в автоматическом режиме без участия человека.
Беспилотность — основная идея будущего «Арматы». На ее базе можно легко создать робота. Производители утверждают, что в случае необходимости внедрить эту инновацию можно очень быстро.
Кроме того, повысится и мощность двигателя новейшего танка — с сегодняшних 1300 л.с. ее доведут до 1,5 тыс. л.с. Ждут промышленники от Минобороны также заказа на «пушку повышенного могущества» калибром 152 мм. Сегодня «Армату» оснащают пушкой в 125 мм. Стоит отметить, что у перспективного танка есть радиолокационная станция, одновременно контролирующая до 40 наземных и 25 воздушных целей в радиусе 100 км.
После парада 70-летия Победы интерес к «Армате» стали проявлять сразу несколько стран, в частности Индия, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Но пока у танка будущего нет экспортного паспорта. Да и понимая стоимость перспективной техники, стоит учитывать, что приобрести «Армату» смогут лишь страны с очень хорошей экономикой. А пока общественность ждет участия этого танка в параде Победы 9 Мая, а также надеется на показ огневой мощи этой машины в рамках военного салона Russia Arms Expo – 2017 в Нижнем Тагиле.