Инцидент, связанный с пролетом российского бомбардировщика Су-24 над американским эсминцем Donald Cook в Балтийском море, напоминает дежавю. Ровно два года назад подобная встреча «Кука» и «Сушки» над Черным морем наделала много шума. По данным СМИ, в апреле 2014 года экипаж этого американского военного корабля испугался примененных российским самолетом средств радиоэлектронной борьбы, парализовавших бортовое оборудование эсминца, — тогда рапорт о переводе подали 27 членов экипажа.
Спустя два года после того случая фигуранты «перебазировались» в Балтийское море. Здесь, по сообщениям американской стороны, два самолета Су-24, предположительно без боекомплекта, пролетели недалеко от эсминца Donald Cook, проводившего учебные занятия с участием вертолета ВВС Польши. Российские бомбардировщики два дня подряд летали возле американского корабля, а также помешали взлету польского вертолета. Рядом был замечен и российский военный вертолет Ка-27.
«Мы испытываем глубокие опасения по поводу небезопасных и непрофессиональных российских маневров.
Эти действия потенциально могут нагнетать напряженности в отношениях между странами», — цитирует агентство Reuters представителей Пентагона.
В американском военном ведомстве долгое время шли дебаты по вопросу публикации видеозаписи эпизода.
Когда ролик разместили в интернете, «Газета.Ru» обратилась к российским летчикам с просьбой прокомментировать, что же произошло на Балтике и насколько это опасно.
«Нормально все там пилотировалось, правильно все летали, никаких вопросов к ним. Раз так летел низко, значит, летчик профессионально подготовлен. Раз летали, значит, возможно так делать, мы же должны показывать свой уровень и свою силу, а они только силу признают. Это просто полеты на предельно малой высоте, они есть в курсе подготовки», — коротко прокомментировал маневры Су-24 бывший начальник Липецкого авиацентра, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор авиации Александр Харчевский.
Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник Анатолий Квочур также отметил, что все летчики должны владеть этим маневром — пролетом на предельно малой высоте. Он обязательно входит в курс боевой подготовки для истребительно-бомбардировочной авиации, а также для тактических бомбардировщиков, которым является Су-24.
в отдельном репортаже
«Используется он для скрытного подлета к цели. Особенно это существенно, когда местность пересеченная, а над морем это видно издалека.
Но при хорошей скорости, а она была примерно 900 км/ч, трудно обнаружить заранее такой самолет — на малой высоте он точка, которая потом превращается в большой достаточно сильно гудящий объект», — говорит собеседник.
Как известно, бомбардировщик Су-24 — фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Крыло изменяемой стреловидности — это тип конструкции летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, позволяющей изменять в полете один из видов геометрии крыла — стреловидность. На больших скоростях полета более эффективна бо́льшая стреловидность, а на малых (взлет, посадка) — меньшая.
«Поскольку они шли с прямым крылом — это крыло для крейсерского полета и посадки — очевидно, что скорость была небольшая, — поясняет Квочур. —
Если бы они крыло сложили до максимальной стреловидности, то можно было бы пролететь на скорости в 1300–1400 км/ч, что привело бы к серьезному хлопку, потому что сверхзвуковая скорость тянет за собой так называемый скачок уплотнения и волну такую за собой тянет. Эта волна может привести к разрушению каких-то слабоармированных конструкций, например антенн, а на земле может привести к разрушению небольших построек», — уточняет летчик.
Он отметил, что, очевидно, командиры не разрешили сложить крыло, чтобы не обострять ситуацию. «Если эти летчики сделали такой маневр инициативно, исходя из патриотических и профессиональных соображений, то здесь дело командира, но я бы их поощрил за профессионализм», — говорит Герой России.
Как сообщали военные источники в США, российские самолеты пролетели над эсминцем Donald Cook в нейтральных водах на высоте менее 30 м примерно в 10 м от него, что, по их мнению, «непрофессионально и небезопасно».
«Во вторник пара российских боевых Су-24, предположительно без вооружения, облетели вокруг «Кука» 11 раз. В один момент российский самолет находился в 30 футах (9,14 м) от корабля», — говорится в сообщении представителя Пентагона Мишель Балдансы.
Комментируя заявления американской стороны о «непрофессиональном поведении», заслуженный летчик России подчеркнул, что все было выполнено чисто, без шероховатостей.
«Вообще, полет над морем на предельно малой высоте — это довольно серьезное дело, потому что трудно определить высоту. Когда летишь над земной поверхностью, есть какие-то неровности, есть за что глазу зацепиться, а так море и море. Это серьезное дело, которое требует профессионализма», — сказал он «Газете.Ru».
При этом он добавил, что пролететь рядом с кораблем, который является ориентиром, имея свою высоту, гораздо легче. «Можно было бы пролететь так, чтобы поднялась волна и немножко вспарило бы воду, чуть-чуть промыло бы глаза американцам», — пошутил Квочур.
Тем временем американская сторона, изучив инцидент, использовала дипломатические каналы для обращения к России. Американский конгрессмен Рэнди Форбс, отвечающий за вопросы ВМС, заявил, что «активность флота США в Европе должна быть расширена таким образом, чтобы ответить на угрозу, которую представляет собой международное поведение России». Хотя, как сообщил изданию The Navy Times офицер ВМС США в отставке Рик Хоффман, американский эсминец не стал открывать огонь по пролетевшим в опасной близости от корабля российским самолетам, так как они не имели вооружения и не представляли угрозы: «Мы не находимся в состоянии войны с Россией», — заявил Хоффман, отметив, что нельзя убивать людей только потому, что «они раздражают».
Напомним, что эсминец USS Donald Cook класса Arleigh Burke оснащен системой противовоздушной обороны Aegis с противоракетами, а также крылатыми ракетами Tomahawk. Решение на поражение угрожающих кораблю целей может приниматься автоматически.
Как заявил в четверг официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков, все полеты самолетов российских ВКС выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами. «Маршрут полета российских самолетов проходил через район, где находился эсминец ВМС США USS Donald Cook, примерно в 70 км от российской военно-морской базы. Обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, российские летчики совершили отворот от него с соблюдением всех мер безопасности», — сказал Конашенков.
Как пояснил «Газете.Ru» полковник Квочур, что касается отворота, то это действительно так, и еще раз подчеркнул профессионализм летчиков при исполнении маневра. «Они не пролетели над кораблем и его надстройками на такой скорости, что там на палубе люди попадали. Они отвернули, прошли в стороне на значительном расстоянии. Если бы они шли на сверхзвуке, был бы хлопок. Но надеюсь, в ближайшем обозримом будущем до этого во взаимоотношениях с американскими партнерами не дойдет», — заключил он.
Свое мнение по поводу произошедшего высказала и Варшава. Глава МИД Польши Витольд Ващиковский заявил, что совместно с США они «обдумают общий ответ» на инцидент, так как «он был осуществлен главным образом против польского вертолета». По его словам, «такого типа провокационное поведение» наблюдается «уже некоторое время», и вопрос в том, «какова его цель и зачем оно было нужно».