Состояние готовности самого дорогостоящего в мире боевого корабля — американского авианосца Gerald R. Ford, названного в честь 38-го президента США, — по данным на март, составляет 97%, и уже в июле он должен выйти на испытания в море. Об этом сообщил помощник главы военно-морского ведомства США Шон Стэкли.
«Авианосец стоимостью $12,9 млрд USS Gerald R. Ford (CVN 78), как ожидается, присоединится к Военно-морским силам США в сентябре», — сообщает CNN, со ссылкой на Стэкли.
Ввод в строй нового корабля был запланирован на 2016 год (по некоторым данным, в марте), но ранее комиссия нижней палаты конгресса утверждала, что, согласно их анализу, авианосец будет готов к эксплуатации не ранее 2021 года.
Строительство самого дорогого в мире «Форда» началось в 2009 году. Оно осуществляется на верфи Newport News Shipbuilding в городе Ньюпорт-Ньюс. Gerald R. Ford стал головным кораблем одноименного класса.
В открытой печати говорится, что следующие многоцелевые атомные авианосцы последуют за ним с интервалом в пять лет, заменяя приближающиеся к предельному пятидесятилетнему сроку службы старые авианосцы. Принятие в строй последнего в серии десятого авианосца ожидается в 2058 году.
По данным CNN, следующий авианосец в серии — John F. Kennedy (CVN 79) — должен быть построен к 2020 году. По состоянию на март, его готовность составляет 18%. Закладка третьего по счету авианосца Enterprise (CVN 80) запланирована на 2018 год.
В то же время издание The Daily Press сообщает, что выход «Форда» в море намечен на 2017 год, а «боевые испытания» планируются в 2019 году с последующим введением в эксплуатацию в 2021 году.
Стоит отметить, что, по данным на 2013 год, Ford должны были сдать в 2015 году, сдача Kennedy планировалась так же на 2020 год, а сдача Enterprise — на 2025 год.
Программа создания крупнейших военных кораблей для ВМС США, по словам Шона Стэкли, подразумевает трату в ближайшие пять лет около $81,3 млрд на строительство 38 боевых кораблей. Соответствующий запрос направлен законодателям. Предполагается замена устаревающих стратегических подводных лодок класса Ohio, девяти многоцелевых торпедных подлодок класса Virginia, десяти эсминцев класса Arleigh Burke и небольшого количества других надводных кораблей. К 2021 году в таком случае боевой состав американских ВМС может достигнуть 308 кораблей.
Авианосцы класса Gerald R.Ford предназначены для завоевания господства на море и в воздухе в районах действия военно-морских сил. С них предполагается наносить воздушные удары по морским, важным промышленным и военным объектам в целях подрыва военно- экономического потенциала противника. Кроме того, в функции входит поддержка боевых действий сухопутных войск на континентальных театрах военных действий, обеспечение высадки крупных морских десантов и другие боевые задачи.
Военно-морской «бегемот», как его окрестила американская пресса, вмещает более 4,5 тыс. человек экипажа и имеет полное водоизмещение около 100 тыс. тонн. Максимальная достигаемая скорость авианосца — более 30 узлов.
Авианосцы класса Ford по сравнению со своими предшественниками получили расширенные технические возможности: новую систему боевого управления, перепроектированную надстройку, электромагнитные катапульты вместо традиционной паровой катапульты для запуска самолетов. Новый авианосец оснащен электромагнитной системой запуска (Electromagnetic Aircraft Launch System — EMALS), позволяющей запускать самолеты каждые 45 секунд, что на 25% чаще, чем с паровой.
По словам Стэкли, в проекте имелись трудности, возникшие потому, что строительство авианосца началось до того, как проектировка была завершена. «Затем пришлось работать над установкой и тестированием новых технологий, что также шло не без проблем. Проект критиковал знаменитый конгрессмен Джон МакКейн, возглавляющий оборонный комитет», — пояснил представитель ВМС. У авианосца новый аэрофинишер — устройство, состоящее из специального толстого стального троса, натянутого поперек посадочной палубы авианосца, благодаря которому пробег на посадке удается уменьшить.
«Главная система «Форда», которая вызывала беспокойство ВМС, — тормозное устройство с использованием технологий на водной основе, обеспечивающее мягкую остановку, — прошла испытания, и производители считают это «ключевой вехой», — отмечал Стэкли.
«По указанию адмирала [ее] пришлось перепроектировать, что сдвинуло сроки графика. Даже сейчас, несмотря на то что система установлена на корабле, продолжаются ее наземные тестирования», — пишет аналитик The Daily Press Хью Лессиг.
«Форды» также имеют расширенную взлетно-посадочную палубу, обеспечивающую увеличение интенсивности самолетовылетов на 20% практически в любых метеоусловиях, новую атомную силовую установку и усовершенствованную электроэнергетическую систему.
Тем временем в составе ВМФ России имеется лишь один авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» времен СССР. В ВМФ надеются, что к 2030 году российский флот обзаведется атомным авианосцем со «специфической энергетической установкой».