Государственная программа вооружений до 2020 года (ГПВ-2020) предусматривает введение в боевой состав Военно-морского флота России пятнадцати атомных подводных лодок четвертого поколения. Из них к указанному сроку Андреевские флаги должны быть подняты на восьми ракетных подводных крейсерах стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 «Борей» и семи многоцелевых атомных подводных лодках с крылатыми ракетами проекта 855 «Ясень». Но по ряду причин судостроители не успеют выполнить госзаказ вовремя, о чем «Газете.Ru» сообщил источник в Военно-промышленной комиссии (ВПК) и подтвердил источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК).
Строительством обоих типов этих атомных подлодок занимается «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (Севмаш)» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию — ОСК). Разработка «Бореев» лежит на одном из лидеров мирового проектирования субмарин — конструкторском бюро подводного кораблестроения «Рубин» (Санкт-Петербург). «Ясени» проектирует санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».
На сегодняшний день в состав ВМФ России приняты три РПКСН: головной корабль проекта 955 — «Юрий Долгорукий» — был заложен на стапеле «Севмаша» 2 ноября 1996 года, спуск на воду состоялся 12 февраля 2008 года, а в состав ВМФ головной «Борей» вошел 10 января 2013 года, он несет службу на Северном флоте.
В составе Тихоокеанского флота служат еще две АПЛ «Борей»: вторая подлодка проекта «Александр Невский» (заложена 19 марта 2004 года, спущена на воду 30 ноября 2010 года, в составе ВМФ с 23 декабря 2013 года) и третья — «Владимир Мономах» (заложена 19 марта 2006 года, спущена на воду 30 декабря 2012 года, в составе ВМФ с 19 декабря 2014 года).
Они способны нести на борту до 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 «Булава».
Как сообщал по итогам 2015 года министр обороны Сергей Шойгу, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» введены в состав сил постоянной готовности.
Проект многоцелевых атомных подводных лодок 885 «Ясень» c крылатыми ракетами (ПЛАРК) на сегодняшний день представлен только одной готовой субмариной — головным кораблем «Северодвинск» Северного флота (заложен 21 декабря 1993 года, спущен на воду 5 июня 2010 года, принят в состав ВМФ 17 июня 2014 года).
«Первая группа — «Борей» — реально будет выполнена до конца 2021 года, а ГПВ по «Ясеню» сдвигается вправо аж до 2023 года», — сообщил «Газете.Ru» источник в Военно-промышленной комиссии и подтвердил источник в оборонке.
По словам источника в ВПК, если проанализировать ход процесса (сколько закладывается подлодка, сколько строится, спускается на воду, как ее испытывают на заводе, сколько лодка находится в опытовой эксплуатации), то все погруженные в ГПВ атомные подводные крейсеры до 2020 года просто не успевают сдать.
«Кроме того, их в таком количестве даже поставить некуда. Чтобы к 2020 году все это успеть, на верфи «Севмаша» должны стоять одновременно четыре атомохода, на которых ведутся работы. Не хватает инфраструктуры на заводе», — поясняет собеседник.
Вопрос финансирования в данном случае проблемой не является. Как сообщало ранее РИА «Новости» со ссылкой на официального представителя ОСК, секвестирования федерального бюджета в части, касающейся строительства новых подводных лодок для ВМФ России, не было и нет. Кроме того, замминистра обороны по финансам Татьяна Шевцова поясняла, что сокращение военного бюджета на 5% в 2016 году не коснется госпрограммы вооружений и социальных обязательств перед военнослужащими.
Есть и другая возможная причина, по которой нецелесообразно к 2020 году иметь готовыми все эти АПЛ. «Программа испытаний лежит полностью на заказчике — флоте.
Когда промышленность создает подлодку, флот ее испытывает и обкатывает, дает замечания.
Флот может не успеть провести столько испытаний. Кроме того, нет готовой инфраструктуры для всех этих подлодок, могут возникнуть проблемы с подготовкой достаточного количества экипажей. То есть до 2020 года им столько этих подлодок, считай, не нужно», — отмечает источник.
Отметим, что ранее пресс-служба Северного флота сообщала, что на СФ налажена подготовка экипажей новейших атомных подводных крейсеров.
Объединенная судостроительная корпорация на минувшей неделе сообщала РИА «Новости»
о планах закладки в 2016 году двух атомных субмарин: так, в июле ко Дню ВМФ планируется заложить восьмой (заключительный) «Борей», а в декабре в честь дня рождения «Севмаша» — очередной «Ясень».
В настоящий момент на верфях «Севмаша» строятся еще четыре стратегических атомохода «Борей». Четвертый крейсер — «Князь Владимир» — первая подлодка модернизированного проекта 955А «Борей-А», заложенная 30 июля 2012 года. По данным СМИ, спуск на воду этой АПЛ планируется на декабрь 2016 года. Пятый «Борей», «Князь Олег», заложили 27 июля 2014 года — в День ВМФ. «Генералиссимус Суворов» — шестой атомный подводный крейсер проекта, заложенный 26 декабря 2014 года. Седьмой — «Император Александр III» — заложен 18 декабря 2015 года. Восьмая подлодка 955А, по данным РИА «Новости», предположительно получит имя «Князь Пожарский», но оно пока не утверждено.
Что касается многоцелевых АПЛ проекта 855 «Ясень», то в ближайшее время ожидается пополнение ВМФ второй субмариной под названием «Казань». Правда, в открытых источниках данные разнятся. Ожидалось, что по генеральному графику ее спуск на воду должен состояться в 2016 году, передача ВМФ, по словам главы ОСК, должна состояться в 2017 году. Тем не менее источник «Газеты.Ru» в ОПК утверждает, что «Казань» «обещают сдать до конца 2018 года»: «Это первая серийная, с ней много работы», — уточняет собеседник.
На «Севмаше» также строятся «усовершенствованные» «Ясени-М» (входят в семь запланированных в ГПВ-2020): АПЛ «Новосибирск» (заложен 26 июля 2013 года), «Красноярск» (заложен 27 июля 2014 года) и «Архангельск» (заложен 19 марта 2015 года).
Напомним, что судостроители неоднократно срывали сроки сдачи заказанных ВМФ кораблей. В связи с этим замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов отмечал, что имеется «постоянный риск невыполнения обязательств судостроителями», а ситуация «никак не поправляется». Он также подчеркивал, что ведомство вынуждено начать накладывать на судостроителей более крупные денежные штрафы из-за «регулярных срывов проектов в интересах ВМФ». С 2016 года Минобороны ввело новую систему авансирования: уровень авансов снижен дифференцированно до 10–40%, внедрена система поквартального авансирования в течение года, должникам не производится авансирование до полного выполнения обязательств за предыдущие годы.
Согласно указу президента, в общей сложности доля современных вооружений в войсках к 2020 году должна составить не менее 70%. К 2015 году этот показатель предполагалось достичь на уровне 30%, армия с задачей справилась, а по ряду видов и родов Вооруженных сил даже опередила план.