Власти США впервые официально признали, что без поставок российских ракетных двигателей страна не может запускать военные спутники в интересах национальной безопасности. Заявление об этом прозвучало на фоне продолжающихся споров вокруг необходимости закупать двигатели РД-180, которые используются в первой ступени ракеты Atlas V.
Главным противником закупок этих двигателей является сенатор Джон Маккейн, сторонник санкций в отношении России, уже несколько лет требующий, чтобы национальная безопасность США не находилась в зависимости от России.
В конце 2015 года американские законодатели предложили снять существующий запрет на поставки российских двигателей. Сенатор Ричард Шелби тогда внес в 2009-страничный документ положение, согласно которому ВВС США могут выбирать подрядчиков для запуска своих спутников «независимо от страны – производителя ракетных двигателей, использующихся на носителе». Это уточнение снимает все существующие запреты на использование ULA российских двигателей при запуске военных аппаратов. При этом минобороны США рассчитывает на разработку в Штатах в скором будущем собственных двигателей, способных прийти на смену российским.
Сторонники Маккейна придерживаются точки зрения, что поставка российских двигателей препятствует конкуренции среди американских фирм. Оппоненты Маккейна, и в первую очередь военные, повторяют,
что без двигателей российского производства выводить военные аппараты будет просто не на чем.
Эта мысль и была в минувший четверг впервые и недвусмысленно высказана высокопоставленным американским военным — командующим Центра ракетно-космических систем ВВС генерал-лейтенантом Сэмюэлем Гривзом.
На завтраке с журналистами, организованном Ассоциацией ВВС США, командующий заявил: «Если эти люди (против которых действуют российские санкции) будут в санкционном списке, если минфин скажет, что есть проблемы в отношениях с ними, то нам придется работать с конгрессом, чтобы двигаться дальше. Мы не можем нарушать закон.
Если нам не позволят летать на российских двигателях, они останутся на земле».
При этом генерал-лейтенант обрисовал последствия, с которыми столкнутся США в случае отказа от российских двигателей. «Гарантированный доступ в космос требует полной технологии запуска, и речь не только о двигателе. Надо, чтобы двигатель и ракета работали вместе. Проще говоря, одна замена двигателя РД-180 не приведет к тому же результату при нынешнем устройстве любой ракеты.
В действительности мы получим ракету, которая доставит меньше груза за большие деньги», — пояснил высокопоставленный военный.
По его словам, в 2016 году минобороны США постарается убедить конгресс поддержать разработку новых коммерческих систем запуска, и разработка собственных двигателей — лишь часть проблемы. «Это даст шанс решить технические задачи, чтобы выполнить цели по запускам в срок, и даст возможность использовать креативные идеи в этой области», — добавил военный.
Двигатели РД-180 производятся НПО «Энергомаш» в Химках и покупаются Соединенными Штатами еще с 1990-х годов. Для России поставка этих двигателей — бизнес, приносящий немало валюты, для США — единственная пока возможность запускать тяжелые ракеты.
У главного «антироссийского сенатора» Джона Маккейна имеются претензии к двум чиновникам, которые имеют непосредственное влияние на российскую космическую отрасль. «Контролируя Российскую армию, в том числе космическую и ракетную промышленность, инструктируя руководство «Энергомаша», Рогозин осуществляет контроль за подобными компаниями. Подобно всем российским госкорпорациям, Роскосмос будет управляться теми, кто будет назначен Путиным из числа ближайшего окружения и других государственных аппаратчиков (apparatchiks), некоторые из которых входят в санкционные списки США или Европы», — заявил сенатор.
Отказ от полетов ракет Atlas V создаст значительные сложности для Пентагона, чьи военные спутники выводятся на орбиты преимущественно этим типом ракет.
Двигатели эти поставляются компанией «РД-Амрос» — совместным предприятием, учрежденным в 1997 году НПО «Энергомаш» и американской компанией Pratt & Whitney (подразделение United Technologies) на паритетных началах. Эта компания, в свою очередь, закупает двигатели у НПО «Энергомаш».
В своем ответе изданию Space News представитель «РД-Амрос» Брэдли Акубуиро заявил, что фигурирующие в санкционном списке вице-премьер России Дмитрий Рогозин и глава «Ростеха» Сергей Чемезов не работают в «РД-Амрос» или в «Энергомаше» и не получают финансовой выгоды от продажи РД-180.