Солнечный разведчик на краю атмосферы

Минобороны Великобритании заказало солнечный беспилотник, летающий на краю атмосферы

Павел Котляр
Airbus
Беспилотник на солнечных батареях, способный следить за врагом, месяцами летая на границе атмосферы, заказали британские военные. В будущем такие аппараты смогут обеспечивать интернетом труднодоступные районы.

Одним из самых необычных контрактов, заключенных на международном салоне в Сингапуре, стала закупка министерством обороны Великобритании двух уникальных беспилотников, летающих за счет энергии солнца. Производиться беспилотники будут европейской оборонно-космической корпорацией Airbus.

Уникальность их заключается в том, что благодаря своей экономичности и легкости самолеты способны выполнять разведывательные задачи в интересах военных, находясь в воздухе несколько недель.

При этом полет они могут осуществлять далеко от поверхности земли — там, куда залетают лишь самые высотные самолеты (23 км),

благодаря чему беспилотники и получили название высотных псевдоспутников Zephyr 8.

Разработанные в Британии самолеты должны нести небольшую нагрузку массой 5 кг, которая будет состоять из камер слежения и средств связи. Пока минобороны планирует приобрести для своих целей два самолета, в дальней перспективе — еще один.

Предыдущая модель самолетов Zephyr 7 знаменита тем,

что еще в 2010 году установила мировой рекорд по длительности непрерывного полета, пролетев без посадки 14 дней.

Обновленный Zephyr имеет размах крыльев 25 м, имеет в два раза больше аккумуляторных батарей и на треть легче своего предшественника.
Так, 40% массы всего самолета, а это примерно 60 кг, приходится на литий-серные аккумуляторные батареи, запасающие энергию для вращения двух электромоторов.

Это позволит беспилотнику выполнять разведывательные полеты над быстрыми атмосферными течениями и оставаться в воздухе месяцами.
Тестовые испытания уже показали способность самолета летать на высоте 22 тыс. м, получать видеоизображение поверхности Земли с разрешением 50 см и передавать его по каналам связи в режиме реального времени.

В ходе таких испытаний было показано, что самолет может использоваться в любое время года на широтах не выше 40-й параллели. Это связано с тем, что в зимнее время полеты на больших высотах становятся сложными, хотя в принципе Zephyr способен летать и над полюсами Земли, правда — в летнее время.

Главное достоинство солнечных беспилотников — их долговременное пребывание в полете. Если типичные беспилотники могут пролетать над интересующей их точкой лишь один раз в 90 минут, возвращаясь к месту запуска,

то Zephyr 8 способен дежурить над местностью месяцами.

Разработчики самолета надеются, что в будущем он сможет выполнять не только военные задачи, но и гражданские — при выполнении гуманитарных миссий, в сельском хозяйстве, охране и мониторинге дикой природы, а главное — для связи.

Так, подобными разработками уже интересовались компании Google и Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), ищущие способ обеспечения широкополосным доступом в интернет труднодоступных и бедных районов.

О намерении британских военных приобрести подобные аппараты стало известно минувшей осенью. Тогда стало известно о выделении $15,2 млн на разработку «беспилотных аппаратов, которые летают на краю атмосферы и позволяют следить за противником недели подряд, обеспечивая важнейшей разведывательной информацией наши войска».

Идея создать самолет, способный держаться в воздухе только за счет энергии, производимой солнечными батареями, волновала умы конструкторов давно. Однако лишь относительно недавно, с созданием эффективных и легких солнечных батарей и таких же аккумуляторов, в этом направлении были достигнуты небывалые успехи. Главным достижением, безусловно, стало создание пилотируемого самолета Solar Impulse,

который почти год назад впервые в мире совершил кругосветный перелет с посадками на разных континентах.

А минувшим летом еще один рекорд длительности беспосадочного полета для аппарата легче 50 кг установил швейцарский солнечный дрон весом 7 кг AtlantikSolar, продержавшись в воздухе 81 час подряд.