Отказавшая России в инспекционном полете по договору об «Открытом небе» Турция в четверг объяснила свое решение тем, что стороны «не достигли согласия относительно плана полета». Об этом сообщил пресс-секретарь турецкого МИДа Танжу Бильгич. В Минобороны РФ пояснили, что полет запрашивался над «районами, прилегающими к Сирии, а также над аэродромами, где сосредоточена авиация НАТО».
«В случае наблюдательного полета, запрошенного Российской Федерацией на 2–5 февраля 2016 года, стороны не смогли согласовать маршрут полета, и он, таким образом, не был осуществлен», — говорится в пресс-релизе МИД Турции.
«По соображениям безопасности не может идти речи о наблюдательном полете вдоль нашей границы с Сирией, поэтому разрешение российскому самолету на этот полет выдано не было», — добавил, в свою очередь, пресс-секретарь правящей в Турции Партии справедливости и развития Омер Челик.
Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков на это ответил, что «каких-либо внятных объяснений» Турция по своему отказу не предоставила.
«Подобные шаги страны, которая является членом НАТО, далеко не способствуют укреплению доверия и безопасности в Европе. Расцениваем эти действия Турции как опасный прецедент и попытку скрыть незаконную военную деятельность у границы с Сирией. Более того,
мы имеем серьезные основания подозревать интенсивную подготовку Турции к военному вторжению на территорию суверенного государства — Сирийского Арабского Государства», — заявил Конашенков.
Он подчеркнул, что Россия не оставит без внимания такое поведение партнеров по договору «Открытое небо». Не остался в стороне от полемики и российский МИД, отметивший, что РФ «намерена отреагировать на нарушения Турцией положений договора»: «Рассчитываем на соответствующую реакцию и других государств — участников договора», — говорится в сообщении внешнеполитического ведомства.
Как пояснил официальный представитель Минобороны, в 2015 году в рамках договора над Россией представители западных стран совершили 32 наблюдательных полета по обозначенным ими маршрутам. Четыре из них провели турецкие специалисты, в том числе два вместе с американскими коллегами.
«Ни одного замечания или претензии о незаконной военной деятельности Российской Федерации не зафиксировано», — сказал Конашенков, подчеркнув, что напоминает эти данные «специально для официальных представителей НАТО и Пентагона, которые всегда и во всем солидарны с Анкарой».
Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко пояснил «Газете.Ru», что Турция только за прошлый год предприняла несколько попыток вторжения в Сирию.
Он напомнил о «странной операции» по вывозу из Сирии в феврале 2015 года гробницы турецкого султана Сулеймана Шаха. В военной операции были задействованы 700 турецких солдат, 100 единиц военной техники, включая около 40 танков. Военные вошли на территорию Сирии в районе города Кобани в ночь на 23 февраля. Гробница Сулеймана находилась в 30 км от границы. Министр иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад тогда заявил, республика оставляет за собой право ответить на военное вторжение.
«Затем в конце июля Турция бомбила и курдов, и якобы позиции ИГИЛ (запрещенная в РФ и других странах организация. — «Газета.Ru») на территории Сирии. Тогда 28 июля состоялась довольно странная встреча министров иностранных дел стран НАТО в Анталии, носившая полузакрытый характер, но после нее Турция прекратила бомбардировки. Видимо, она не получила одобрения со стороны США», — сказал Фененко, добавив, что следующий эпизод имел место в ноябре-декабре, когда турки говорили, что «могут принять меры для защиты туркоманов в случае продолжения авиаударов российских ВКС».
«То есть, в общем, Турция никогда и не скрывала, что она собирается создать некое подобие зоны безопасности вокруг своей границы и даже уже создала для этого как минимум два прецедента в прошлом году», — пояснил эксперт.
Тем временем генерал Конашенков привел свежий пример «провокационных действий» Турции на границе с Сирией, предъявив на брифинге подборку изображений пункта пропуска на турецко-сирийской границе в районе Рейханлы — Сармада, через который, по его словам, в ночное время с территории Турции «осуществляется подпитка боевиками и оружием террористов, захвативших города Алеппо и Идлиб на северо-западе Сирии».
Кроме того, он обратил внимание на особый способ подготовки транспортной инфраструктуры на границе Турции и Сирии.
«Подобные площадки используются для обеспечения быстрого движения военных колонн с боеприпасами и оружием в район боевых действий, а также оперативной переброски и эвакуации личного состава. Таких примеров на сирийско-турецкой границе сейчас хоть отбавляй. В том числе уже с наличием войск и военной техники. Поэтому запрещение Анкарой полетов наших наблюдателей не скроет незаконную военную деятельность Турции в этом регионе», — заключил представитель Минобороны.