Министр обороны Сергей Шойгу заночует в партизанской землянке — растрезвонили все российские СМИ сразу же после новогодних праздников. Новость появилась в связи с открытием в подмосковном парке «Патриот» нового историко-туристического комплекса «Партизанская деревня». На церемонии глава военного ведомства заявил, что в деревне можно «прекрасно отдохнуть большим коллективом». «Я так и предполагаю сделать в выходные, пока зима. Зимой здесь хорошо. Без этого сложнее понять, как жили», — сказал Шойгу.
Попасть в «деревню», чтобы оценить быт советских партизан времен Великой Отечественной войны, сразу после открытия оказалось невозможным. Ленточку, как принято в России, разрезали, но этим дело и ограничилось. Так бывает с открытием новых станций метро: открыли к 1 сентября и сразу закрыли на доработки.
Спустя две недели после открытия корреспонденту «Газеты.Ru» удалось попасть в новый историко-развлекательный комплекс, состоящий почти из 30 объектов «партизанской реальности».
«Это новый проект, он только что запустился. Это экскурсионный комплекс, построенный в очень короткие сроки силами Минобороны России на территории парка «Патриот». С середины октября его строили, и 13 января прошло торжественное открытие, на котором присутствовал министр обороны», — рассказывает начальник просветительного отдела Центрального музея бронетанкового вооружения и техники («деревня» является его частью) Ирина Семенова.
Одной из главных задач комплекса является образовательная — здесь будут проводить занятия по истории для школьников и курсантов кадетских корпусов и училищ.
«Площадка стилизованная и современная, чтобы это было комфортно посетителю. Но задача наша — рассказывать об истории и фактах, жизни и быте партизан, потому что они сыграли огромную роль в достижении победы советского народа в Великой Отечественной войне. Когда мы готовили этот проект, выяснили, что партизанское движение отвело 20% сил противника от основных боевых действий», — рассказывает Семенова.
Добраться до «деревни» предлагается разными способами, но самый оригинальный — на лошадях с санями или на собачьих упряжках.
Конный маршрут предполагает перемещение посетителей парка «Патриот» из Музея бронетанковой техники в «Партизанскую деревню». Это 5 км езды вдоль специально построенного на территории парка отрезка железной дороги — по времени занимает не больше часа. В сани могут поместиться три человека и возница.
У входа в «деревню», представляющего собой стену из бруса, в центре которой вырезана звезда, установлена трофейная немецкая пушка калибра 37 мм Pak 35/36 и советский миномет образца 1937 года БМ-37.
Музейные работники уточняют, что объект не будет «работать как гостиница или пансионат». В «деревне» можно будет организовать отдых по индивидуальной программе и предварительному заказу — она небольшая, так что толпа народа там не поместится.
Сразу стоит уточнить, что пока в «деревне» пожить не удастся. Комплекс только что начал проводить экскурсии, но на этом доступные услуги заканчиваются. В настоящий момент формируется пакет услуг по организации активного отдыха и маршрутов выходного дня, которые позволят полностью погрузиться в условия партизанского быта. «Мы уточняем набор этих услуг и вопросы стоимости», — пояснили «Газете.Ru» представители комплекса.
«Командование партизанских отрядов очень тщательно выбирало место для будущей стоянки. Чаще всего партизаны ночевали прямо под открытым небом. В особенно удачных случаях партизаны строили и школы, и землянки, «красные уголки» (своего о рода кабинет политинформации и просвещения идеалами Красной армии)», — рассказывает нам экскурсовод Татьяна — симпатичная девушка с длинной косой в тулупе «тех времен» и шапке-ушанке.
Работу свою она знает хорошо — добросовестно показывает каждое из строений «деревни»: вот штаб, где командир отряда, комиссар и начальник штаба и строили планы диверсий. В штабе установлена печка-буржуйка, поэтому здесь довольно тепло. Рядом со штабом — типография с печатным станком, в таких создавались агитационные и информационные листовки.
Вот медицинская землянка — очень маленькое помещение с хирургическим столом, носилками, нарами, куда перекладывали прооперированного пациента. В таких, говорят, проводили операции и спасали бойцов, хотя часто приходилось оперировать прямо под открытым небом, а для ампутации порой использовали простые лобзики. Дезинфекцию помещений проводили при помощи мха. За дезинфекцией, говорит Татьяна, в те времена следили строго.
Далее экскурсовод показывает «склад боеприпасов». Их в те времена партизанам не хватало — воевали с тем, с чем приходили в отряд. Главное правило — оружие добудь в бою себе сам. Преимущественно партизаны спали прямо с ружьями в полной боевой готовности, но своего рода арсеналы для хранения боеприпасов и прочего боевого снаряжения в отрядах также имелись — пример такого склада выстроен и в подмосковной деревне.
«Нахальная мина» использовалась для подрыва железнодорожных путей и название свое получила из-за способа ее закладки — такую бросали на полотно прямо перед идущим поездом, метров за двести от него, состав неминуемо подрывался, даже если тормозил, так как тормозной путь поезда составлял около 500 м. К сожалению, в большинстве случаев погибал и сам партизан.
Самое любопытное — увидеть, где же собирался переночевать Шойгу, то есть обычную жилую землянку. Места для ночлега в «деревне» есть разного «формата».
В землянке нары, простые деревянные кровати, накрытые ветками ели, стол и печка-буржуйка. Такое жилище рассчитано на пять-восемь человек, говорит экскурсовод.
«Первые землянки строились так: рыли котлован в земле, потом делали опоры и перекрытия, укладывали бревна, конопатили. Вход-выход из такой землянки был только один. Но после трагедии в Брянской области в отряде Виноградова в самом начале войны, когда партизаны оказались блокированы фашистами и не смогли покинуть землянку, их стали строить иначе: запасным вторым выходом делали окно сверху», — рассказывает Татьяна.
Далее видим два других вида жилища. Первое называется «заслон» — это нечто вроде «лежачего» шалаша: два лежака под еловыми ветками друг напротив друга, куда закатывались спать, а между ними разводили костер для тепла. Второе — обычный вариант шалаша вигвам, куда можно войти в полный рост.
Есть еще и «гостиница». Очевидно, в таком «жилом комплексе» сможет остановиться более искушенный турист. Но нам туда попасть не удалось. «Там сейчас занято, там Шойгу», — шутят посетители.
Важный момент — в «деревне» есть баня. Такие во времена войны были только в больших партизанских соединениях. Баня в «деревне» действующая — здесь можно будет попариться, когда комплекс заработает на полную мощность.
Если проголодались — посреди «деревни» стоит стилизованная палатка «Военторга». Но обширного меню в ней нет: два вида бутербродов (с салом и селедкой), консервы (картошка с тушенкой, гуляш, рис с мясом, паштет печеночный), огурчики, чай, кофе, самогон и сигареты «Беломор» по 50 руб. за пачку (18 штук). Рядом беседка с мангалом — на нем можно будет самостоятельно пожарить шашлык. Здесь же размещается и полевая кухня.
«Это комплекс, поэтому поесть будет где, специальную столовую установят», — говорит Татьяна.
Аутентичной партизанской едой, например полусырыми картофельными лепешками, гостей кормить не будут — но русскую кухню планируют, включая традиционную солдатскую кашу и моченые яблочки. Рядом пекарня, в ней действительно будут печь хлеб полевые пекари, внутри даже пахнет мукой. Планируется устраивать мастер-классы для тех, кто будет проживать в «деревне», чтобы они могли прочувствовать быт. Любопытно, что
На каждом здании указан номер подразделения, построившего объект. Создатели все время подчеркивают, что «Партизанская деревня» — патриотический познавательный проект, это не стопроцентная копия партизанского лагеря, а собирательный образ.
Что же касается главы Минобороны Сергея Шойгу, он пока так и не провел ночь в землянке. «Министр обороны изъявил желание, он и на лыжах собирался здесь покататься, но пока не приезжал, пока не ночевал и не проводил там время. Информации, когда он приедет, у нас нет», — говорят сотрудники «Партизанской деревни».