Российские военные спустя 100 дней после начала операции Воздушно-космических сил (ВКС) против запрещенного во многих странах «Исламского государства» (организация запрещена в России) (ИГ) в Сирии объявили о новом направлении своей деятельности. Принято решение о развертывании в Сирийской Арабской Республике (САР) гуманитарной операции российских Вооруженных сил (ВС).
«В результате многолетнего вооруженного конфликта в большинстве населенных пунктов САР сложилась крайне сложная гуманитарная ситуация. Население испытывает дефицит продуктов питания, медикаментов и других предметов первой необходимости», — заявил на брифинге в пятницу начальник главного оперативного управления Генштаба ВС России генерал-лейтенант Сергей Рудской.
Он пояснил, что в настоящее время основная помощь направляется в город Дэйр-эз-Зор, который на протяжении длительного времени находится в осаде террористов ИГ.
Британская «Сирийская обсерватория прав человека» ранее отмечала, что город был в осаде боевиков более года, по меньшей мере 250 тыс. человек живут в ужасных условиях — без продовольствия и медикаментов. В свою очередь, в ООН отмечают, что в захваченных в 15 разных районах Сирии, включая подконтрольные правительству, ИГ и повстанцам, находится около 450 тыс. человек. Сообщалось, что на текущей неделе два гуманитарных ковоя были направлены в подконтрольную повстанцам Мадаю (близ границы с Ливаном), где в прошлом месяце от голода умерли более 30 человек.
«Сегодня военно-транспортным самолетом Ил-76 ВВС Сирии с использованием российских парашютных платформ в город доставлено 22 тонны гуманитарных грузов. Их распределение будет осуществлено местными властями», — сообщил на брифинге Рудской.
Представитель Генштаба отметил, что доставкой гуманитарных грузов в Сирию уже занимается ряд международных неправительственных организаций, в том числе Международный комитет Красного Креста. Но, по его словам, большая часть этой гуманитарной помощи попадает в руки боевиков, так как направляется в занятые ими районы. «Большая ее часть попадает в руки экстремистов и используется для снабжения бандформирований. Кроме того, неоднократно отмечались попытки доставки оружия и боеприпасов, эвакуации раненых боевиков под видом гуманитарных конвоев», — добавил генерал.
По словам представителя российского военного ведомства, гуманитарная работа ВС России будет продолжена.
«Мы не намерены останавливаться на достигнутом и будем дальше оказывать сирийскому народу всю возможную помощь в освобождении страны от экстремистов и восстановлении мирной жизни», — подчеркнул он.
Ведущий научный сотрудник Института Ближнего Востока РАН Владимир Ахмедов в беседе с «Газетой.Ru» напомнил, что 25 января в Женеве намечены переговоры по Сирии, на которых будет обсуждаться гуманитарная катастрофа в этой стране. В связи с этим заявления российских военных о начале гуманитарной операции прозвучало как раз вовремя. «Я думаю, то, что сейчас было сделано, это заявление министерства обороны, — это правильно. Мы как сторона, которая ассоциируется с режимом Асада, пошли на собственные меры по доставке гуманитарных грузов», — сказал эксперт.
«Генсек ООН выступал резко против действий сирийского правительства, которые они использовали в районах, находящихся под их осадой, и просит все стороны, вовлеченные в конфликт, в том числе и Россию, оказать давление на подконтрольные им силы», — сказал Ахмедов.
Пан Ги Мун ранее отмечал, что в позициях сторон по проведению переговоров существуют «большие расхождения», но они должны состояться. «Мы сделаем все возможное. Я надеюсь, что и стороны проявят гибкость и чувство компромисса», — говорил генсек ООН, подчеркнув важность прекращения блокады городов всеми сторонами конфликта в Сирии.
Как отметил эксперт, накануне этих переговоров очень важно избежать спекуляций. В том числе не дать развернуть вопрос так, что сирийский режим, с которым Россия сотрудничает и который она поддерживает, обвинят в том, что он препятствует доставке гуманитарных грузов.
«Вероятно, нас сейчас будут обвинять в том, что мы туда и оружие поставляем, но что с этим делать, если идет борьба? Противоположные стороны могут начать требовать, чтобы это делалось под эгидой ООН или Красного Креста», — отметил Ахмедов.
Он подчеркнул, что события развиваются очень динамично и активно используется пропагандистская сфера. А затем выдвигаются разного рода политические ультиматумы.
«Это может привести к принятию решения Совета Безопасности ООН по поводу допуска международных организаций в эти районы. Мы сейчас только начали это (гуманитарную операцию), надо посмотреть, какова будет на это реакция. Я думаю, что мы правильно делаем, если поставляем эти гуманитарные грузы. Сломаем эту осаду, и люди увидят, что приехали русские со своей помощью. Мы же опять это через режим делаем, но как режим этим распорядится, мы не знаем», — сказал собеседник.
Он не исключил, что сирийские власти могут воспользоваться российской помощью и как-то подставить идею оказания гуманитарной помощи. Свои козыри может использовать и оппозиция. Таким образом, переговоры в Женеве могут быть сорваны.
«Если эта встреча состоится, то это уже половина успеха, тогда мы можем считать, что мы это делали небезрезультатно, значит, мы можем воздействовать на ситуацию.
Суть заключается в том, чтобы заставить стороны выйти на переговоры и провести их по сути вопроса, это главное. Иначе это опять провал», — заключил Ахмедов.
Тем временем Минобороны России сообщило, что за 100 дней операции, проводимой российскими ВКС в Сирии, у ИГ отвоевано 217 населенных пунктов и освобождено свыше 1 тыс. кв. км территории.