Министерство обороны США обнародовало контракт, дающий американским негосударственным компаниям за государственный счет заняться разработкой своих ракетных двигателей. Планируется, что в будущем эти двигатели станут выводить в космос аппараты в интересах национальной безопасности, не полагаясь на поставки российских двигателей РД-180.
Вопрос использования этих двигателей давно подогревает споры в американских политических кругах и производителей космической техники, особенно после введения санкций в отношении России. Лишь недавно конгресс США формально разрешил компаниям-подрядчикам в будущем осуществлять запуски в интересах Пентагона, используя любые двигатели, а значит, и российские тоже.
Однако власти США активно стимулируют различные частные компании как можно скорее вести разработку собственных ракетных двигателей.
Контракт Пентагона, детали которого были опубликованы 13 января, подразумевает выделение в общей сложности $241 млн двум известным американским космическим корпорациям — Orbital ATK и SpaceX.
Orbital ATK получила контракт на разработку трех двигательных систем для новой ракеты, которая придет на смену ныне используемым ракетам Atlas V и Delta IV. В США настоящее время разрабатывают новый носитель, который будет называться Vulcan.
«Orbital ATK предстоит разработать стартовые твердотопливные ускорители первой ступени ракеты Vulcan и сопловой насадок (выдвигаемая часть сопла реактивного или ракетного двигателя, предназначенная для увеличения его эффективности в разреженных слоях атмосферы или в вакууме. — «Газета.Ru») для водородного двигателя второй ступени BE-3U», — пояснил «Газете.Ru» редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев. Известно, что контракт с Orbital ATK заключен до конца 2019 года.
Второй контракт, заключенный до конца 2019 года, отдан не менее известной компании миллиардера Илона Маска SpaceX, которая уже работает по контрактам NASA.
Совсем недавно ее специалистам впервые удалось вернуть на землю и мягко посадить первую ступень ракеты Falcon, отправившей грузы для экипажа МКС.
Кстати, в ближайшие выходные Маск намерен осуществить еще одну попытку посадить первую ступень ракеты на барже в океане. «SpaceX будут делать кислородно-метановый двигатель Raptor для следующего варианта своих носителей семейства Falcon. Ракета станет своего рода подстраховкой для Пентагона. Поскольку вместо ныне используемых ракет Atlas V и Delta IV Medium предполагается оставить лишь один Vulcan, на всякий случай нужна будет параллельная ракета, такая как Falcon-9», — сказал Афанасьев. Raptor должен прийти на смену двигателю Merlin, который сегодня устанавливается на ракете Falcon 9.
«Американские военные выдают контракты новым аэрокосмическим фирмам (в недавнем прошлом стартапам), которые компактны, используют новейшие технологии, занятым, как правило, ограниченным числом основных проектов. Главное, в них не десятки тысяч человек по всему свету, как в Boeing ли Lockheed Martin, а сотни или тысячи, таким образом заказчик хотят снизить цену продукта, а исполнитель — избавиться от огромных накладных расходов. Хотя, как показывает пример SpaceX, при выполнении столь объемных контрактов фирма неминуемо наращивает списочный состав работников — сейчас в ней трудится более 4 тыс. человек», — считает эксперт.
Эксперты давно отмечают кардинальные отличия российского — полностью и всегда государственного — и американского космоса, в который все больше при активном участии государства проникают негосударственные подрядчики.
«Относительно российских компаний такое невозможно, потому что у нас нет таких компаний. У нас все двигателестроение сосредоточено в руках государственных структур или подконтрольных государству.
Поэтому сравнивать это невозможно, все равно будет все делать госструктура,
— считает действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков. — В Америке другая ситуация — там есть ряд крупных частных компаний, которые занимаются производством космической техники. И вообще, у них крупные компании типа Boieng и Lockheed Martin не государственные предприятия, а частные компании, выполняющие заказы NASA и Минобороны. Просто у них есть длительная история отношений с государственным заказчиком, а у SpaceX и Orbital она не очень длинная, поэтому на это обращают внимание».
По мнению эксперта, те, кто предлагает лучшие услуги с точки зрения финансирования и техники, и получают соответствующую поддержку в США. «Сколько времени им потребуется — сказать трудно. Потому что на разработку двигателей, которые придут на смену нашим российским РД-180, уйдет лет пять-шесть. Таким образом, до 2020 года российские двигатели обеспечат потребность американцев».
Ранее заключенный НПО «Энергомаш» контракт подразумевает поставки двигателей РД-180 в США до 2019 года.