Перспектива использования российских двигателей в американских ракетах вновь обострила споры в конгрессе США. Причина — снятие запрета на поставку российских двигателей РД-180, на которых летает ракета Atlas V консорциума United Launch Alliance,
запускающая спутники, в том числе в интересах американских военных.
Эти двигатели давно стали причиной споров в политических кругах США, особенно после начала конфликта на востоке Украины. После охлаждения отношений между Москвой и Вашингтоном конгресс США ввел запрет на покупку у России новых партий этих двигателей. Угрозы оставить США без двигателей звучали и из России — из уст вице-премьера Дмитрия Рогозина.
«Мы не сможем продолжать поставлять двигатели РД-180, если они будут использоваться США не в гражданских целях,
а также не сможем продолжать регламентные работы по обслуживанию уже поставленных двигателей на территории США», — заявлял тогда Рогозин.
Двигатели производятся НПО «Энергомаш» в Химках и покупаются Соединенными Штатами еще с 1990-х годов. Для России поставка этих двигателей — бизнес, приносящий немало валюты, для США — единственная пока возможность запускать тяжелые ракеты. В США главным противником закупок у России РД-180 был и продолжает оставаться влиятельный сенатор США Джон Маккейн, по инициативе которого и был введен запрет на будущие закупки.
Кроме того, против российских двигателей выступал миллиардер Илон Маск, чья частная ракетная корпорация Space X успешно борется за контракты NASA. «В свете международных событий выбрано не то время, чтобы давать сотни миллионов долларов Кремлю. А это именно то, к чему приводит соглашение между ВВС и ULA, несмотря на наличие собственных возможностей, не ставящих нас в зависимость от стран, представляющих угрозу национальной безопасности», — утверждал Маск.
Несмотря на слова Рогозина и запрет, введенный конгрессом ранее, уже оплаченные поставки этих двигателей продолжаются, а ракеты Atlas, использующие их, продолжают летать и выводить на орбиту в том числе чисто военные американские спутники. В свете существующего запрета консорциум ULA мог рассчитывать лишь на поставку еще четырех двигателей.
Однако накануне американские законодатели обнародовали бюджетный законопроект, который однозначно снимает существующий запрет на поставки российских двигателей. Сенатор Ричард Шелби внес в 2009-страничный документ положение, согласно которому ВВС США
могут выбирать подрядчиков для запуска своих спутников «независимо от страны — производителя ракетных двигателей, использующихся на носителе».
Это уточнение снимает все существующие запреты на использование ULA российских двигателей при запуске военных аппаратов. Несколько слов, вошедших в текст бюджета, вызвали гневную речь Маккейна — известного критика российских властей и корпорации ULA.
«Это возмутительно! Это позор! Это верх лицемерия, особенно для моих коллег, которые обещали выполнять обещания перед Украиной и наказывать Россию за ее агрессию», — заявил сенатор.
Между тем в решении конгресса разрешить поставки российских двигателей просматривается простой расчет. Дело в том, что всего месяц назад ULA объявила об отказе от участия в тендере на запуск в 2018 году целых трех спутников для пополнения группировки системы GPS.
Тогда корпорация назвала сразу несколько причин, и главная — запрет на использование российских двигателей.
В своей заочной полемике с Маккейном сенатор Шелби заявил: «Я первый, кто не желал бы нашей зависимости от иностранных сил для нашего доступа в космос, особенно в сфере национальной безопасности. Я уже работал над выделением более $300 млн на разработку американского ракетного двигателя. Однако опрометчивое запрещение РД-180 в краткосрочной перспективе подорвет нашу национальную безопасность и реальное соревнование в области военных запусков». Сенатор также обвинил своего оппонента в излишних симпатиях к известной частной корпорации Space X и препятствованию конкуренции в космических запусках. «Сенатор Маккейн ввел эти запреты в тесной координации со Space X, которая получает выгоду от устранения соперничества. У них было несколько задержек в стартах. А вскоре после сертификации ВВС их ракеты Falcon 9 катастрофический отказ в июне привел к полной потере обоих аппаратов и всего груза, купленного на деньги налогоплательщиков», — ответил Шелби.
По его мнению, запрет на российские двигатели дает Space X неоправданные преимущества в военных запусках. «Примерно две трети наших военных, разведывательных, научных и погодных спутников выводят российские двигатели РД-180… ULA провела более ста таких запусков без единого отказа», — сказал сенатор.
Причина возвращения российских двигателей на американский рынок проста. В 2014 году конгресс постановил сделать все возможное для разработки американского аналога РД-180, однако эксперты уверены, что США не успеют в короткие сроки разработать собственный тяжелый ракетный двигатель.
«Их ситуация напоминает нашу с импортозамещением: если не продавить это дело, ничего сделать не удастся.
Потому что чисто экономически выгоднее не делать, а покупать что-то, что продается в два-три раза дешевле, — налаживание любого производства с нуля (или практически с нуля) в условиях постиндустриального общества обходится страшно дорого», — рассказал «Газете.Ru» эксперт по ракетным двигателям и носителям Игорь Афанасьев, редактор журнала «Новости космонавтики». По его мнению, двигатель BE-4, которая компания Blue Origin разрабатывает на замену РД-180, по заложенным характеристикам должен получиться мощнее российского.
Однако у компании нет опыта создания двигателей подобной мощности и такой схемы, а у пусковых провайдеров нет инфраструктуры для запуска новых ракет Vulcan на сжиженном природном газе. «Двигатели Илона Маска раза в 4–5 менее мощные, чем наш РД-180, а как утверждают специалисты НПО «Энергомаш» (cтруктура РКК «Энергия» — основного производителя космических кораблей), разработка нового мощного двигателя требует не менее семи лет. Поэтому производство новых двигателей начнется в США в 2018 году, а скорее всего позже», — считает эксперт.
Между тем РД-180 — не единственные ракетные двигатели, закупаемые США в России. Ровно год назад американская частная космическая корпорация Orbital Sciences Corporation подписала с НПО «Энергомаш» контракт на поставку двигателей РД-181, которые будут устанавливаться на ее ракету Antares. Ранее на эту ракету ставились советские «лунные» двигатели НК-33, которые модернизировались в США и использовались под маркой AJ-26.