Современные навигационные устройства — различные встроенные системы, навигаторы (PND), коммуникаторы-смартфоны — конкурируют ли они между собой или дополняют друг друга?
Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин:
«Сейчас конкуренции практически нет. Встроенные системы устанавливаются в дорогие автомобили, автонавигаторы (PND) — в машины попроще, а коммуникаторы-смартфоны используются в основном для пешеходной навигации – их экраны до последнего времени были слишком малы для замены автонавигаторов. Однако ситуация может измениться. Современные смартфоны с большими сенсорными экранами вполне могут вытеснить PND, так что будущую конкуренцию я вижу между этими классами устройств».
Аналитик группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
«Сегодня можно выделить две основных группы устройств, во всяком случае, мы исходим из такой классификации: беспроводные информационные устройства (Wireless Information Devices, WID) и устройства персональной навигации (Personal Navigation Devices, PND). В первую группу входят как смартфоны, так и коммуникаторы, поскольку между этими категориями сегодня осталось, в сущности, единственное различие: коммуникаторы более ориентированы на работу с данными, смартфоны — на голосовые услуги, данные там вторичны. Но в целом эти категории сегодня сливаются все теснее. В категории PND доминируют автонавигаторы, прочие типы устройств (спортивные, туристические, охотничьи), по нашим оценкам, занимают пренебрежимо малую долю.
Между этими сегментами прямой конкуренции нет. Главным образом потому, что мало кто выбирает телефон, основываясь на его навигационных возможностях, — и никто не выбирает навигатор, планируя использовать его как телефон. Это два достаточно разных сценария потребительского поведения. Для телефона навигация — приятное дополнение, но именно дополнение, для навигатора — главное назначение и смысл его существования. Он лучше приспособлен к условиям интенсивного «навигационного» использования: имеет больший экран, специализированные функции вроде приема пробок по RDS и т. д.
Навигация в WID достаточно четко спозиционирована в узкий сегмент «пешеходных» сценариев. «Не знаю, как дойти до адреса такого-то, ну-ка, что нам подскажет Google Maps». Упоминание Google Maps не случайно, на него в сегменте WID, по нашим оценкам, приходится 99% случаев использования GPS-приемника.
В целом, на наш взгляд, они и дальше будут существовать параллельно. Это разные потребительские сегменты, разные сценарии поведения покупателя, разные психологические модели принятия решения о покупки — и разные аудитории. А это на рынке важнее, чем техническое сходство».
Аналитик ИК «ФИНАМ» Татьяна Менькова:
«Пока динамика продаж этих устройств показывает, что прямой конкуренции между ними нет. Наличие встроенной системы, конечно, снимает необходимость приобретения отдельного автомобильного навигатора, но они есть только в дорогих комплектациях различных автомобилей, на которые приходится незначительная часть рынка. Смартфон не может считаться прямой заменой автомобильного навигатора в силу различных ограничений, в частности, не всегда достаточного размера экрана, необходимости дополнительных затрат на приобретение карт или их подкачки через сети мобильного интернета. Кроме того, привязка к мобильным сетям снижает функциональность смартфонов как туристических навигаторов».
Вице-президент «Вобис Компьютер» Виктор Лопатин:
«На самом деле конкуренция классических навигаторов и коммуникаторов-смартфонов уже началась. В России, где навигационный рынок пока далек от насыщения, это пока не так заметно, но в Европе и США это уже сформировавшийся тренд.
Цена на коммуникаторы-смартфоны с операционными системами и сенсорными экранами падает — сейчас в России уже предлагаются вовсю модели с ценой порядка 8000–9000 рублей, что сравнимо с ценой connected PND (навигаторов, имеющих беспроводное интернет-соединение). Основное преимущество таких коммуникаторов перед классическими навигаторами — открытая операционная система и широкие возможности для настройки устройства и установки дополнительного ПО. Операционная система WinCE.Net, которая стоит в большинстве навигаторов, не может сравниться по своим пользовательским функциям ни с одной телефонной ОС: ни с Windows Mobile, ни с Android, ни с Symbian. На WinCE.Net практически нет стороннего софта, интерфейс установки ПО и настройки устройства под задачи пользователя крайне убог.
Единственное, в чем пока коммуникаторы-смартфоны уступают PND, так это в размере экрана да в популярности среди самых широких масс пользователей. Все-таки коммуникаторы-смартфоны с операционкой — это больше для молодых, для гиков, для модных, продвинутых. Возрастная и социальная аудитория PND более широкая. Однако по мере роста популярности коммуникаторов с сенсорным экраном среди все новых и новых слоев населения аудитория классических навигаторов будет сокращаться.
Проблема с размером экрана также найдет свое решение. Уже сейчас на рынке появляются первые модели коммуникаторов-смартфонов с супербольшим экраном. У того же HTC HD2 — экран 4,3» — как у классического навигатора. Правда, стоит такое устройство пока аж под 30 000 рублей. Но это сейчас, а через несколько лет коммуникаторы подобного форм-фактора будут сравнимы по цене с навигаторами. В общем, я думаю, что будущее за интегрированными решениями, в которых есть полный набор функций. Это лишь вопрос времени».
Александра Копанева, директор по сервисам Ovi в Евразии компании Nokia:
«Как мы уже убедились на примере монофункциональных устройств, таких как цифровые камеры, видеопроигрыватели и даже мобильные телефоны, на них всегда будет определенный спрос, однако подавляющее большинство пользователей ожидают все большего набора функций, возможностей подключения и актуальных сервисов, то есть пользователям нужны комплексные решения. Nokia как раз идет по пути от устройств к комплексным решениям, предоставить нашим пользователям ключевые сервисы, как в данном случае, пешеходную и автомобильную навигацию как неотъемлемую часть устройства – как, например, интернет-браузер или MMS».
Появление бесплатной мобильной навигации — как это повлияет на ситуацию на рынке мобильных устройств, ПО и сервисов?
Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин:
«Бесплатные навигационные сервисы, конечно, не «убьют» платные, но могут сильно изменить ситуацию. То, что бесплатные навигационные сервисы предлагают такие крупные компании, как Google, Nokiа, а в России и «Яндекс», не может не влиять на рынок. Появление игроков с принципиально иной моделью монетизации вынудит традиционные компании, занимающиеся навигацией, что-то придумать в ответ. Кстати, не исключено, что примеру финской компании могут последовать и другие производители мобильных телефонов».
Аналитик группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
«Противостояние Google и Nokia не совсем правильно будет рассматривать в контексте только навигации. Собственно, ведь как развивалась ситуация? Google выходит в «охотничьи угодья» Nokia с выпуском Android, договаривается с массой вендоров, предлагает чрезвычайно льготные условия для лицензирования ОС, что привлекает к нему сонм азиатских производителей. Мы этого пока не очень видим, но в Азии Android потихоньку занимает место стандартной ОС для всевозможных местных телефонов, включая подделки. И тут Google прямо претендует на весомый кусок пирога. В итоге Nokia придумала отличный ход, практически асимметричный ответ, сделав «бесплатной» свою навигацию. Навигация у Nokia была и раньше, но коммерческая, хотя карты можно было приобрести. Теперь они просто раздаются бесплатно, причем не «в нарезку», как у Google Maps, а «куском» — офлайновым блоком. Трафика нужно на пару порядков меньше, значит, и расходы меньше. А это главная претензия к Google Maps: историю о пользователях, которые погуляли по Вене с включенной картой, а в Москве оператор выставил им счет на полмиллиона рублей, наверное, слышали все.
Глобального влияния на рынок в целом это событие само по себе, скорее всего, не окажет. Снизятся цены на другое навигационное ПО, возможно, Google введет сходные функции в свои карты... на самом деле здесь важнее другое. Сейчас обе компании борются за то, кто сможет стать обладателем массовой навигационной платформы для прикладных решений. Это очень тонкий момент, но Nokia вполне определенно говорит, что компания не заинтересована сама заниматься развитием всего и вся, а предпочитает привлечь независимых разработчиков, которые сделают для ее карт массу приложений, от поиска ближайших баров до маршрутов рейсовых автобусов возле деревни Гадюкино. Коммерческий потенциал здесь очевиден — продажу геотаргетированной рекламы, платные услуги, услуги сопровождения etc. — и это именно тот рынок, на который нацеливался Google. Но... Google хотел здесь почти все делать сам (в части рекламных сервисов), для него это просто канал продажи геоконтекстной рекламы. Nokia же предлагала продавать смартфоны. И вопрос сейчас сводится к тому, кто предложит более простые и удобные API (Интерфейс прикладного программирования) и условия для независимых программных компаний. Ответ пока неясен, у Google есть огромный опыт в этой области, Nokia же имела в уже несколько идей, которые были блистательно провалены именно из-за жадности и неоправданных ограничений в доступе к этим API (ключевое слово — N-Gage)».
Аналитик ИК «ФИНАМ» Татьяна Менькова:
«Бесплатная навигация доступна на рынке уже несколько лет. Конечно, ее функциональность растет, увеличивается количество устройств, которые могут использовать эти решения. Однако на рынке хватает место и платным, и бесплатным картам. Такая ситуация может сохраниться достаточно долго, в частности, из-за того, что мобильные карты чаще всего приходится подкачивать во время пути, а трафик, особенно в России, стоит дорого. Впрочем, очевидно, что доля бесплатного навигационного ПО на рынке будет расти высокими темпами. Сейчас многие навигаторы уже имеют возможность выхода в интернет. Как результат, будет развиваться практика продажи навигаторов без ПО (пользователь сам может выбрать устраивающие его карты), а также навигаторы с предустановленным ПО, но возможностью использования решений от нескольких производителей».
Вице-президент «Вобис Компьютер» Виктор Лопатин:
«Безусловно, дополнительный фактор конкуренции со стороны таких сервисов пойдет только на пользу рынку, так как сделает производителей ПО и карт для навигации на коммуникаторах и телефонах более сговорчивыми в плане цен на свои решения. Цены будут падать, конкуренция между поставщиками из указанных ниш (ПО и онлайновые сервисы) будет нарастать.
Сейчас сервисы, предлагаемые Nokia и Google, все еще отстают по функциональности и полноте данных от классических навигационных программ. Особенно это заметно на развивающихся рынках (того же рынка России). Google Maps для России, по моим ощущениям, не обновляется годами. По этой причине для нашего рынка полномасштабное использование таких услуг еще несколько лет будет неактуальным, и рынок будут формировать производители-поставщики навигационного ПО.
В России есть еще один фактор, пока довольно сильно влияющий на популярность off-board навигации, — это не повсеместное распространение сетей быстрого мобильного интернета: работа с off-board навигацией предполагает достаточно ощутимый трафик и высокие скорости соединения. При наличии множества «дыр» и «белых пятен» в покрытии сотовых сетей третьего и четвертого поколений полномасштабное использование онлайновых навигационных сервисов будет затруднительным. Но данное отставание будет со временем уменьшаться, и конкуренция возьмет верх.
Также надо понимать, что весьма сильный фактор в указанной конкуренции — бесплатность сервисов (того же Google Maps). Если поставщики классического навигационного ПО зарабатывают на продаже (распространении) своего продукта, то поставщики указанных сервисов работают по принципиально другой и более конкурентной бизнес-модели — они планируют зарабатывать на контекстно-навигационной рекламе (Location Based Advertising). То есть доступ к сервисам будет бесплатным. Производителям ПО будет достаточно сложно конкурировать с такой моделью, предполагающей бесплатность предоставления основной функциональности».
Александра Копанева, директор по сервисам Ovi в Евразии компании Nokia:
«Мы уверены, что появление бесплатной навигации существенно расширит горизонты рынка сервисов местоположения для всех игроков. Такая услуга способствует популяризации навигационных сервисов среди пользователей действительно в массовом, мировом масштабе. Рост популярности навигационных сервисов среди пользователей, в свою очередь, позволит создать обширную базу для развития сервисов местоположения и новых способов монетизации (реклама, продажа приложений, потоковая передача данных».
^Как будет развиваться рынок навигации, чего нового ждать пользователям от самого сервиса и поддерживающих его устройств?
Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин:
«В чем я уверен — рынок будет расти. По нашим данным, в 2009 году всего 8% телефонов имело GPS-модули. Это было связанно с кризисом, с тем, что GPS устанавливали только на дорогие модели коммуникаторов и смартфонов, а сейчас GPS-навигация появилась даже в обычных телефонах. Если говорить о будущем автонавигации, то можно предположить увеличение социальной составляющей навигационных сервисов — это и возможность добавления пользователями POI (точек интереса), и возможность обмениваться сообщениями с помощью навигационных сервисов и т. д. Еще одним направлением развития навигации может стать интеграция GPS и сервисов типа Street View от Google».
Аналитик группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
«Устройства будут дешеветь, карты — улучшаться, ПО — совершенствоваться. Из интересных трендов... Возможно, возникнут решения, которые будут так или иначе возвращать пользователям деньги за пользование навигацией, по аналогии с нынешними бонусными программами. Но это больше зависит от операторов. Среди технологических тенденций — в первую очередь 3D-модели и разного рода street view с возможностью подключения дополнительных сервисов. Если совсем помечтать — то легко догадаться, что все это направляет нас к системам «дополненной реальности» (augmented reality, AR)».
Вице-президент «Вобис Компьютер» Виктор Лопатин:
«Прежде всего, ждать надо увеличения числа и содержательной части навигационных сервисов. Сервисы все больше будут интегрироваться в некую единую навигационную среду — некое подобие навигационной операционной системы. Они будут связаны и совместимы друг с другом, доступ к ним будет кросс-платформенным и повсеместным.
Сервис пробок, оперативного обновления картографических данных, сервисы взаимодействия участников движения между собой (обмен сообщениями, данными по POI и т. п.). Ну, и, наконец, Location Based Advertising — новая реализация контекстной рекламы с привязкой к актуальному местоположению пользователя. Различного рода сервисы, в основе которых показ рекламы не всем подряд, а лишь тем, кто территориально, по своему местоположению может быть наилучшим клиентом, таргетированной аудиторией того или иного товара или услуги. Скажем, едете вы по городу и захотели пообедать именно в японском ресторане: пара щелчков по экрану навигационного устройства — и на карте вы видите все рестораны с японской кухней, находящиеся в радиусе 10–15 минут езды от текущего местоположения. Еще щелчок — и на экране меню этих ресторанов. Еще пара кликов — и отзывы пользователей о каждом из низ. И еще клик — и система прокладывает путь до выбранного вами места. Подобных сервисов будет становиться все больше, причем в большинстве своем они будут становиться бесплатными, так как за предоставление такого сервиса будет платить не клиент, а рекламодатель — тот же самый японский ресторан, в который вы поехали».
Александра Копанева, директор по сервисам Ovi в Евразии компании Nokia:
«Сама навигация станет еще доступнее. Учитывая, что сейчас для пользователя становится важнее сообщить о том, где он находится, чем «что» он делает, навигация, навигационные сервисы и сервисы на базе определения местоположения становятся популярны в мировом масштабе. Находясь в определенной точке пространства, пользователь сможет узнать, что за события происходят рядом, какие интересные места можно посетить, то есть получить информацию о социальном контексте его текущего местоположения. Если же говорить об общем тренде, то развитие навигационных сервисов, как и сервисов вообще, идет в направлении от реактивных к проактивным, то есть к сервисам, которые предлагают пользователю интересный контент или услугу, а не по запросу пользователя».
Руководитель отдела маркетинга контентных сервисов компании «Яндекс» Елизавета Хоботина:
«Тенденция последних лет – это увеличение разнообразия мобильных устройств и стирание границ между мобильным телефоном и PND. Это приводит к тому, что использование навигационных сервисов становится всё более демократичным и массовым, и в будущем мы можем ожидать, что эта тенденция сохранится. Одновременно растут возможности этих сервисов. Одно из направлений – это развитие connected devices, то есть навигаторов с возможностью выхода в интернет для получения оперативной информации. Передача данных о пробках в навигатор – это уже сегодняшний день, например, «Яндекс.Пробки», которые транслируются в «Автоспутник» и «Мобильный навигатор». Можно ожидать, что подобные сервисы будут развиваться и дальше и снабжать водителей разной оперативной информацией, важной в пути».