Авиационные власти намерены серьезно осложнить жизнь авиапассажиров. Ространснадзор и Росавиация объясняют свои действия необходимостью усилить безопасность полетов, но сделано это будет, как всегда, за счет клиентов. Для начала будут подняты цены на билеты. «Рост цен на авиабилеты в следующем году может составить 20%, 30%, а возможно — и 40%, если вопрос с обновлением парка не будет решен в ближайшее время», — заявил в понедельник руководитель Росавиации Евгений Бачурин. Он объяснил, что гарантия безопасности устаревших самолетов обойдется авиакомпаниям гораздо дороже, чем новых судов. Несмотря на то что крупнейшие авиаперевозчики уже заказали себе современные лайнеры, к повышению тарифов может привести и необходимость за это обновление платить.
После таких заявлений крупнейшие перевозчики не исключают возможности подорожания. «Пока у нас нет никаких ожиданий роста цен на авиабилеты, однако такое в теории возможно при появлении соответствующих рыночных стимулов», – говорит представитель «Аэрофлота» Виктор Соколов.
Правда, в авиакомпании не видят прямой зависимости между ростом цен на билеты и требованиями безопасности.
Схожая позиция и у «Сибири»: там ожидают роста тарифов на перевозки, но в основном в связи с общим ежегодным ростом цен. Рост на 40% там считают «высоковатым, но достаточно реальным». Дополнительные финансы нужны авиакомпаниям не столько для обслуживания устаревшего парка, сколько для выплат за покупку нового. «Только единицы способны пополнять парк новой техникой и при этом существенно тарифы не повышать, — говорит пресс-секретарь «Сибири» Юлия Немцова. — Ввоз техники в условиях высоких пошлин слишком накладен».
Эксперты считают, что на 40% цены вряд ли повысят – конкуренция не позволит. «Не исключаю, что это было сказано ради «красного словца», чтобы еще раз привлечь внимание к проблеме обновления парка, которая стоит действительно весьма остро, и отмене таможенных пошлин», — говорит аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Олег Судаков. Да и само повышение связано скорее с ростом расходов авиакомпаний на авиатопливо, летный персонал, аэронавигационное обслуживание. Увеличение расходов приведет многие авиакомпании на грань рентабельности. В результате, по мнению руководителя отдела аналитики ИГ (организация запрещена в России) «Вика» Алексея Павлова, «повышение стоимости авиабилета становится средством выживания».
Однако повышение цен вряд ли уменьшит объем полетов — сейчас цены, особенно на внутренние рейсы, так высоки, что все равно недоступны большинству населения страны. А те, кто может себе позволить летать, при необходимости будут покупать билеты по новым ценам.
Однако другое предложение властей может задеть пассажиров гораздо сильнее, чем повышение цен.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) собирается публиковать на официальном сайте черные списки неблагонадежных пассажиров. В первую очередь туда попадут любители злоупотреблять спиртным на борту. По словам замглавы ведомства Владимира Чертока, неадекватное поведение становится реальной угрозой безопасности полета. «Мы будем показывать пофамильно пассажиров, которые были задержаны правоохранительными органами, чтобы авиакомпании этих пассажиров знали», — сказал Черток.
Российские авиавласти при введении новых правил намекают на мировой опыт. «Это все в рамках общемировой тенденции закручивания гаек на почве безопасности, начавшейся после терактов 11 сентября», — напоминает аналитик «Ак Барс Финанс» Олег Судаков. В США подобные черные списки уже давно ведутся, а вот российские авиакомпании пока не учитывали неблагонадежных пассажиров. По информации «Газеты.Ru», таких списков нет ни у «Аэрофлота», ни у «Трансаэро», ни у «Сибири». «Имелись прецеденты с выдворением пьяных пассажиров, а также в отказе им в обратной транспортировке, — признает Соколов из «Аэрофлота», — однако все это единовременные меры».
Судя по всему, власти настроены решительно. Как уже писала «Газета.Ru», теперь любые напитки и косметику на борт можно провозить, лишь расфасовав по емкостям объемом не более 100 мл.
Алкоголь из Duty free провозить (и употреблять в полете) можно, но лишь при наличии чека.
Впрочем, некоторые авиакомпании хотят пойти еще дальше. «Мы считаем приказ об ужесточении провоза жидкостей недостаточно строгим», — говорит пресс-секретарь авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. Руководство авиаперевозчика выступает категорически против проноса на борт спиртного из Duty free, а также настаивает за усиление штрафов и усиление уголовной ответственности для нарушителей правил безопасности на борту. Однако в «Аэрофлоте» слишком жесткие санкции сочли чрезмерными: по мнению Виктора Соколова, постоянный запрет на полеты провинившегося единожды пассажира является неправомерным.
Однако решать это будут не авиакомпании. Как уточнил Евгений Бачурин, после сбора статистики по нарушениям, совершенным в состоянии опьянения, Росавиация может вообще выступить с инициативой о запрете употребления алкоголя на борту самолета. А до этого компаниям может быть запрещено допускать к полету пассажиров, попавших в черные списки.
Однако пассажиры еще могут дать отпор авиавластям.
По мнению юристов, введение черных списков потребует внесения серьезных изменений в Воздушный кодекс. «Авиакомпании являются публичными перевозчиками и в силу статуса обязаны перевозить всех, кто к ним обратится, — напоминает директор департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридического бюро «Вегас-Лекс» Александр Кошкин. – Единственная возможность, это признать пассажира ограниченно дееспособным, но для этого необходимо решение суда». Впрочем, напоминает юрист, служба безопасности может не пропустить пассажира в салон самолета, если он явился на посадку, уже будучи пьяным. Всякий другой запрет полета будет ограничивать права и свободу перемещения граждан, прописанные в Конституции.