Страховая компания «Росгосстрах-центр» добровольно призналась Федеральной антимонопольной службе (ФАС) в нарушении закона «О защите конкуренции». Как сообщается на сайте антимонопольного ведомства, компания заявила Воронежскому отделению ФАС о заключении соглашений между ее воронежским филиалом, Импэксбанком, «Уралсибом» и Газэнергопромбанком, которые предусматривали договоренности в комплексном ипотечном страховании заемщиков. При этом страховая компания особо отметила, что уже разорвала эти договоренности.
«Заключение таких соглашений приводит или может привести к установлению или поддержанию цены на услугу по страхованию, экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров, созданию препятствий доступу на рынок, что является прямым нарушением статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», — отмечается на сайте ФАС.
После заявления страховщика воронежское управление антимонопольной службы начало расследование.
То, что ситуация сговора между банками и страховщиками является типичной, ФАС констатировала еще в начале июня. «Газета.Ru» тогда писала, что антимонополистам удалось выявить порядка 60 банков и 70 страховых компаний, заключивших такие соглашения. Суть сговора состоит в том, что банк навязывает клиенту, берущему в кредит товар, который необходимо страховать (например, автомобиль), своего страховщика, расценки на услуги которого могут быть значительно выше, чем на услуги конкурентов. Тогда замглавы ФАС Андрей Кашеваров пообещал, что по факту соответствующих нарушений будут возбуждены судебные дела.
«Росгосстрах-центр» решил обратиться в органы добровольно, фактически «прийти с повинной», и этим, судя по всему, спас себя от административного наказания. «То, что они сами обратились с заявлением, в соответствии со статьей 14.32 Кодекса об административных правонарушениях, освобождает их от ответственности, — говорит Максим Кульков, юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». – В противном случае им грозил бы огромный штраф – 15% от реализации услуг, на рынке которых произошло нарушение».
По мнению экспертов, это может быть связано с тем, что ФАС уже располагает информацией о сговоре страховщика с банками, и компания решила не дожидаться, пока ее накажут. «Я думаю, скорее всего, они хотят таким образом предупредить санкции в свой адрес, вероятно, догадываясь, что антимонопольная служба знает о правонарушениях с их стороны», — говорит старший старший юрист компании Lidings Татьяна Бичева.
«Они решили, не дожидаясь действий с ее стороны, сами обратиться в ФАС с заявлением, чтобы избежать административной ответственности: кодекс об административных правонарушениях позволяет это сделать».
Это мнение косвенно подтверждается реакцией и самого «Росгосстрах-Центра»: документы о соглашениях с банками были представлены в ФАС в рамках проводимой в компании проверке, сообщили в пресс-службе страховщика. При этом «Росгосстрах-Центр» сетует на неясности в законодательстве, которые не позволяют точно определить, в каком случае при сотрудничестве с банками нарушается закон. «Мы не считаем, что сотрудничество банков и страховых компаний само по себе каким-либо образом ограничивает права потребителей и нарушает конкуренцию на этом рынке, — отмечается в комментарии компании. — «Росгосстрах» неоднократно обращался в ФАС с запросами, касающимися порядка применения антимонопольного законодательства, однако четкого ответа пока не получил».
Что же касается партнеров «Росгосстрах-Центра», то они уверены в том, что закон не нарушали. «Мы работаем в рамках законодательства, соблюдая все нормы, — говорит руководитель отдела по работе с клиентами воронежского филиала Газэнергопромбанка Татьяна Котова. – Наверное, проблемы существовали у «Росгосстрах-Центра». В двух других банках получить комментарии «Газете.Ru» не удалось.
В то же время юристы считают, что у банков – партнеров «Росгосстрах-Центра» – могут возникнуть серьезные проблемы. Если результаты расследования, которое проведет воронежское управление ФАС, укажут на то, что действительно было нарушено антимонопольное законодательство, ответственность с них снята не будет, пояснил «Газете.Ru» Максим Кульков.