Среди миноритариев золоторудной империи, которую пытаются поделить между собой многолетние партнеры Михаил Прохоров и Владимир Потанин, нашлись недовольные нынешним менеджментом. Миноритарий «Лензолота», одной из «дочек» крупнейшей золотодобывающей компании России «Полюс Золото», счел себя обманутым. Однако пока компания Westway Alliance Corp. в суд не пошла, а обратилась к Потанину с открытым письмом, в котором обвинила менеджеров «Полюса» в выводе активов из «Лензолота».
К тому же в компании считают, что именно из-за действий руководителей «Полюса» снизилась капитализация компании.
Сейчас о капитализации компании говорить трудно. Дело в том, что в 2003 году «Норникель» стал владельцем 65,87% акций «Лензолота». А через два года Потанин и Прохоров решили объединить все свои золотодобывающие активы на базе компании «Полюс Золото», передав туда и «Лензолото». За этим последовала реструктуризация «Лензолота»: бизнес был разделен по видам добычи на рудный и россыпной. Россыпные месторождения остались в «Лензолоте», а рудные активы были проданы 100-процентной «дочке» «Полюса» — ООО «Ленская золоторудная компания». Westway Alliance считает, что цена при продаже была занижена.
В «Полюсе» спокойно отреагировали на претензии, говоря, что описанные в письме события произошли до того, как Westway стал акционером «Лензолота».
По словам представителя «Полюс Золото» Дениса Давыдова, Westway стала акционером ОАО «Лензолото» только в 2006 году: «Реструктуризация же произошла в 2005 году, и она не являлась ни для кого секретом». Реорганизация компании была необходима для повышения эффективности ее управления, настаивает Давыдов. «Лензолото» представляло собой сложный конгломерат, в котором одновременно были сосредоточены предприятия рассыпной добычи, лицензии на ряд рудных месторождений, сервисные предприятия», — говорит он.
Кому из многолетних партнеров, Прохорову или Потанину, сейчас находящихся в процессе раздела бизнеса, достанется золотодобывающая компания, пока не ясно. Согласно прошлым договоренностям, Потанин должен выкупить долю Прохорова в «Норильском никеле», а Прохоров получить энергетические активы компании. Решение по поводу раздела остальных активов, в частности «Полюс Золота», будет принято позже.
Ранее высказывались предположения, что именно Прохоров может претендовать на «Полюс».
Аналитики скептически относятся к обвинениям миноритариев, считая, что у «Полюса», строившего компанию с нуля, не было альтернативы. «Разделив активы, «Полюс» поступил разумно, потому что таким образом проще управлять компанией», — говорит аналитик Альфа-банка Валентина Богомолова. Аналитик из «Велес Капитала» считает основной причиной снижения капитализации динамику производства, а не сделки с активами. «В компании происходило корпоративное перестроение, от каких-то единиц избавляются, другие пытаются включить в бизнес. Главный негативный момент, который повлиял на стоимость компании – это падение добычи», — говорит Станислав Фоменко. У компании истощаются запасы, и их невозможно так просто и дешево пополнить, говорит он. В 2006 году добыча упала на 19%, в 2005-м — на 18%, годом ранее — на 9%.
Однако реальные причины появления претензий могут быть не связаны с производственными показателями компании.
Раздел бизнеса между Прохоровым и Потаниным явно начал буксовать.
Например, «Газета.Ru» уже писала о том, что Прохоров, недовольный тем, как управляется «Норникель», потребовал созыва внеочередного собрания акционеров для того, чтобы усилить контроль над компанией. Нынешние претензии Westway Alliance тоже могут помешать процессу развода бизнесменов. К тому же про эту компанию известно очень немного — эксперты и игроки рынка не могут с уверенностью назвать ее конечных собственников. Поэтому за компанией вполне может стоять один из бизнесменов, заинтересованных в замедлении раздела бизнеса.
Эксперты с удивлением восприняли изменение стиля взаимоотношений акционеров «Полюса» и «Норникеля». «Ни у «Полюса», ни у «Норникеля» в прошлом не было громких дел, не было случаев резких обид миноритариев», — вспоминает Богомолова. Исторически сложилось, что миноритарии Полюса» и «Норникеля» всегда радовались быть акционерами: у акционеров выкупали акции по хорошей цене, выплачивали высокие дивиденды. Поэтому, скорее всего, решать возникшие проблемы будут не на «миноритарном уровне». «До суда вряд ли дойдет», — говорит Богомолова.