Формирование нового состава правительства Москвы закончилось в субботу. Прежний состав, напомним, ушел в отставку автоматически после назначения Юрия Лужкова на новый срок. О составе кабинета сам мэр рассказал прессе в субботу во время посещения реставрируемого музея-заповедника «Царицыно».
Место было выбрано как будто нарочно. «Царицыно» стало одним из символов неоднозначного правления Лужкова в Москве: историки и искусствоведы отчаянно критиковали варварскую реконструкцию царской усадьбы, Лужков же считает его одним из своих любимых детищ.
Итак, должности первых замов мэра сохранили четверо: руководителем комплекса социальной сферы осталась Людмила Швецова, строительным комплексом продолжит рулить Владимир Ресин, Юрий Росляк сохранил кураторство над комплексом экономической политики, Виктор Коробченко остался главой аппарата мэра и правительства Москвы в ранге первого заместителя. Руководить возрожденным комплексом имущества и земельных ресурсов будет экс-глава департамента имущества Владимир Силкин (его ведомство было упразднено в начале 2000-х в связи с увольнением Олега Толкачева). Таким образом, из первых замов, работавших в прежнем составе правительства, места лишился Петр Аксенов, отвечавший за комплекс городского хозяйства. Лужков не скрывал, что у него есть претензии к Аксенову. «Я вынужден был поменять руководителя комплекса городского хозяйства Петра Аксенова», — сообщил мэр, отметив, что тот «будет использован в городе на серьезной работе, но уже не на таком уровне». На место Аксенова переведен префект Южного округа Петр Бирюков (прежде он был замом Аксенова, когда тот также работал префектом ЮАО), которого Лужков охарактеризовал как «сильного и эффективного человека».
В ходе формирования правительства Москвы в прессе наиболее часто высказывались предположения об отставках других первых замов — Росляка и Ресина. Росляка прочили на место губернатора одной из областей Центрального округа, в частности, Рязанской. Ресину же пророчили отставку как необходимой жертве. Именно он отвечает за те проблемы, на которые при переназначении указал Лужкову Владимир Путин: уплотнительная застройка, отсутствие экономичного жилья. Отставку же Аксенова собеседник «Газеты.Ru» в мосгордуме связал с рядом проблем в системе ЖКХ Москвы.
Среди простых замов поста лишился, может быть, самый авторитетный — Иосиф Орджоникидзе, работающий с Лужковым с начала 90-х и не раз плативший за это собственным здоровьем. Отвечавший за комплекс внешнеэкономических связей, а также гостиничный и игорный бизнес, Оржоникидзе дважды был объектом покушений.
Лужков связал уход Орджоникидзе с «изменением структуры внешнеэкономических ведомств». Часть их полномочий действительно отошла к возрожденному комплексу имущества, а игорный бизнес в следующем году вообще в Москве должен быть свернут. Как пояснил мэр, Орджоникидзе предложен другой пост, и он еще думает.
Орджоникидзе, может быть, чаще других называли кандидатом на выбывание из московской команды, несмотря на его давние хорошие отношения с Лужковым. Эксперты говорили, что на отставке может настоять Кремль. Очевидно, дело в том, что именно Орджоникидзе отвечал в кабинете за самые криминализованные отрасли экономики — игорную и гостиничную. С его именем связывалась спорная с экономической и политической точек зрения затея с московскими инвестициями в непризнанные грузинские автономии. Он курировал провалившийся и скандальный проект строительства трассы «Формулы-1» в Москве. Наконец, к нему же возникли претензии в ходе антигрузинской кампании в Москве, когда вдруг выяснилось, что грузинские криминальные группировки контролируют крупные игровые заведения, курирует которые именно Орджоникидзе.
Мэр Москвы, общаясь с прессой в Царицыне, заявил, что никаких кадровых указаний из Кремля в процессе формирования кабинета не получал.