Немецкая электроэнергетическая компания RWE ведет переговоры о том, чтобы стать шестым акционером проекта газопровода «Набукко», сообщает Reuters со ссылкой на болгарский источник, близкий к переговорам. Сейчас в пятерку членов консорциума входят австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz. Кроме того, консорциум продолжает переговоры с французской Gaz de France, которая, возможно, также присоединится к проекту.
Большинство экспертов на рынке считают, что новые участники значительно повысят статус «Набукко». Дело в том, что этот проект до конца не согласован — прежде всего непонятно, будет ли эта труба подключена к туркменским месторождениям. Судьба проекта стала еще более туманной после того, как Россия, Казахстан и Туркменистан решили строить Прикаспийский газопровод. «Это сильный политический шаг, — оценивает возможный приход немецкой компании в проект аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко. — Участие наиболее экономически развитых государств Европы в проекте обеспечит его новыми рынками сбыта и, возможно, даже ускорит его реализацию».
Поддержкой участники консорциума заручились, кстати, не только в самой Европе: совсем недавно Иран заявил о своем намерении включиться в транскаспийский проект.
Исламская республика сообщила, что будет продавать газ странам, участвующим в проекте строительства газопровода.
Представители турецких властей также заявили о подписании предварительного соглашения с Ираном о транспортировке 30 млрд куб. м газа из Ирана и Туркмении в Европу. В рамках соглашения, за счет которого Турция рассчитывает избежать возможной необходимости поиска альтернативных поставщиков для газопровода «Набукко», турки будут разрабатывать иранское газовое месторождение Южный Парс, где планируется добыть 20 млрд куб. м газа.
Маршрут газопровода еще окончательно не определен, но участники проекта надеются, что, если «Набукко» будет создан, газ в Европу будет поступать из Туркмении, Казахстана, Азербайджана. Прикаспийский газопровод, который считается главным конкурентом «Набукко», ориентируется отчасти на те же источники поставок сырья — газ из Казахстана и Туркмении.
Однако главная конкуренция проектов в том, что оба газопровода ведут к одному потребителю — объединенной Европе.
Поэтому победит тот, кто закончит свой проект первым. Пока фаворитом выглядит трубопровод с российским участием: до 1 сентября Россия, Казахстан и Туркмения подпишут соглашение по его строительству. Политическое решение же «наверху» уже принято — президенты трех стран договорились. «Тогда Россия перебила очень сильную конкуренцию, — считает эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Была попытка добиться того, что Казахстан и Туркмения в топливно-энергетической сфере отошли бы от России».
Однако укрепление позиций России в республиках бывшего Советского Союза не исключает того, что ее партнеры будут искать другие варианты транспортировки своих ресурсов. Тем более что проект «Набукко» упорно поддерживают США, которые хорошо умеют вербовать себе сторонников. Ранее считалось, что два газопровода не могут существовать вместе. Однако США недавно заявили, что не считают эти две трубы альтернативными проектами. «Укрепление «Набукко» вряд ли угрожает реализации нашего проекта. Вероятно, оба газопровода могут быть востребованы и будут существовать параллельно, ведь потребление энергоресурсов в Европе постоянно растет», — считает Михаил Зак из ИК «Велес Капитал». Однако тот факт, что Европе наконец будет предоставлено право выбора поставщика, создает определенные риски для России. «Альтернативный проект европейцам только на руку, — говорит Екатерина Кравченко, — таким образом они не просто обеспечат себе диверсификацию поставок, но и снизят зависимость от «Газпрома», которой так опасаются».