В четверг Челябинский областной суд вынес приговор в отношении бывшего первого вице-губернатора региона Виктора Тимашова. Он признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, вымогательстве и получении взятки в крупном размере, а также в отмывании денежных средств в крупном размере.
Виктор Тимашов пришел на госслужбу в 2001 году, а спустя три года — весной 2004-го — в отношении него было возбуждено уголовное дело. Тогда же по ходатайству областной прокуратуры он ушел в отпуск по собственному желанию на время следствия, а вскоре на его имущество и векселя коммерческих организаций на общую сумму свыше 26 млн руб. была наложен арест. Также суд арестовал принадлежащие ближайшему родственнику Тимашова банковские счета, на которых находилось более 1,5 млн рублей и почти $120 тыс.
В декабре 2005 года Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по делу Тимашова, и оно было передано в суд. Следствие установило, что чиновник использовал предоставленные ему должностные полномочия в личных целях. Он определял исполнителей и устанавливал объемы бюджетного финансирования геологоразведочных работ и мероприятий по использованию и охране водных объектов, и на этой ниве якобы вымогал взятки с руководителей предприятий, которым обещал бюджетные заказы.
За свои услуги Тимашов, по версии следствия, требовал не менее 25% от суммы, выделенной предприятию из бюджета Челябинской области.
Обвинение основывается на показаниях бывшего зама гендиректора челябинского ЗАО «Продмонтаж» Александра Лосева. В январе 2004 года он сам был задержан в момент получения денег от представителей нескольких геологоразведочных фирм. На допросах Лосев заявил, что действовал по личному поручению Тимашова и за два года передал вице-губернатору около 7 млн рублей. Сам Тимашов отрицал обвинения и до сих пор не признает свою вину. Уголовное дело он считает провокацией ФСБ и правоохранительных органов Челябинской области. Тем не менее, в феврале 2006 года в суде начался процесс, на котором прокуратуре удалось доказать вину чиновника.
В ходе процесса были заслушаны показания 148 свидетелей, включая руководителей крупных предприятий области и членов правительства. Материалы дела насчитывают 95 томов, отмечает ИТАР-ТАСС.
В апреле гособвинитель попросил суд назначить Тимашову наказание в виде 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима — максимальный срок по предъявленным обвинениям.
Тогда же прокуратура потребовала взыскать с бывшего вице-губернатора штраф в 1 млн рублей и лишить его права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления в течение пяти лет. Однако суд несколько смягчил наказание. Тимашов приговорен к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима, должен выплатить штраф в пользу государства в размере 750 тыс. рублей и вернуть в бюджет государства свыше 6 млн рублей, полученных им в качестве взяток. Кроме того, суд лишил Тимашова звания государственного советника первого класса и права в течение трех лет занимать посты на государственной службе.
В Центральном райсуде Челябинска находится еще одно уголовное дело против Тимашова. Оно было возбуждено в июне 2005 года. По нему вице-губернатор обвинен в «превышении должностных полномочий» вместе с руководителем областного управления Росимущества Александром Власовым. По версии следствия, чиновники незаконно передали в собственность группы компаний «Рембыттехника» 14 объектов, находившихся в федеральной собственности.
Следователи сейчас плотно занимаются деятельностью и еще одного бывшего вице-губернатора Челябинской области — Константина Бочкарева.
Дело в отношении чиновника было возбуждено весной 2006 года. Его также обвиняют в превышении должностных полномочий. Скандальная история, с которой связано дело Бочкарева, касается приобретения на бюджетные деньги предметов искусства, которыми украсили стены резиденции губернатора Петра Сумина. За 13 картин Шишкина, Верещагина, Маковского и Клевера вице-губернатор заплатил более 180 млн рублей — слишком дорого, решили в прокуратуре. Эксперты Уральского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия определили их фактическую стоимость в 67,8 млн рублей. Разницу в 112 млн рублей прокуратура считает ущербом, причиненным челябинскому бюджету Бочкаревым. Однако доказательств того, что чиновник каким-либо образом присвоил эти деньги, у следствия нет, поэтому Бочкарев обвиняется только в самовольной покупке по завышенной цене произведений российских мастеров.
Это дело, по данным уральской прессы, сейчас передано в Генеральную прокуратуру, так как челябинские эксперты не в силах провести независимую оценку картин. Пока же арбитражный суд утвердил мировое соглашение, по которому компания-продавец вернет средства за предметы искусства, вызывающие сомнения у экспертов. Другие картины, которые за год подорожали на 25%, челябинская администрация продавать не собирается, а выставит в музее.