В пятницу источники в правоохранительных органах сообщили, что по результатам проверки, проведенной налоговой службой в отношении руководства Российского Красного Креста, следственное управление УВД Юго-Западного округа Москвы возбудило уголовное дело по статье 199 УК (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере). «По данным следствия, в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2005 года руководители общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» осуществили занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации и тем самым уклонились от уплаты налога на общую сумму в размере 19,7 млн рублей», — отметил источник агентства «Интерфакс».
Более детальных комментариев правоохранительные органы давать не стали. Сам Российский Красный Крест тоже оказался недоступен — телефоны в представительстве не отвечали.
Налоговые специалисты пока не могут точно квалифицировать данный случай, поскольку подробности дела неизвестны. Более того, при налогообложении подобных организаций часто возникают определенные проблемы. Например, Сергей Сасерис, руководитель налоговой практики компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», рассказал «Газете.Ru»: «Некоммерческие организации облагаются налогами в общем порядке, но есть исключения, к которым, в частности, относятся пожертвования и гранты.
Но некоммерческие организации могут также иметь прибыль.
Например, если торговать книжками научно-просветительской тематики, тогда эта деятельность будет облагаться налогами».
Начальник отдела консалтинга компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова так описала источник возможных проблем Красного Креста: «Считается, что у таких некоммерческих организаций, как, например, Красный Крест, как таковых нет доходов и расходов. Поступления в виде грантов и пожертвований, если ведется раздельный учет и присутствует их целевое использование, не облагаются налогами». При этом она пояснила, что грантами считаются средства, перечисленные на безвозмездной основе.
Действительно, в 251 статье Налогового кодекса (НК) перечислены доходы организаций, которые не облагаются налогами. Сергей Сасерис пояснил, что первый пункт этой статьи и подпункт 14 освобождает от налогов имущество, полученное в рамках целевого финансирования — это, например, гранты от физических и юридических лиц, полученные организацией на безвозмездной основе. Второй пункт статьи 251 освобождает от уплаты налогов целевые поступления на ведение уставной деятельности. Например, если физическое или юридическое лицо перечисляет средства для некоммерческой деятельности организации, предусмотренной уставом, то эти поступления освобождаются от уплаты налогов.
По мнению экспертов в российском законодательстве заложена «мина», на которой может «подорваться» любая некоммерческая организация. «Я предполагаю, что налоговые органы могут предъявить к общественной организации претензии по 14 подпункту статьи 251, поскольку в налоговом законодательстве специфическое определение грантов. — говорит Сасерис. — То есть гранты не облагаются налогами при соблюдении определенных условий».
«В то же время второй пункт статьи, а именно — перечисление средств на ведения уставной деятельности, позволяет некоммерческим организациям освобождать от налогообложения более широкий перечень поступлений».
Впрочем, Нина Козлова считает, что организация всегда может подстраховаться: «Существует перечень организаций, безвозмездные поступления которым признаются грантами и не подлежат налогообложению. И Красный Крест входит в их число. Кроме обычной деятельности некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью.
Тогда должен вестись раздельный учет по коммерческой и некоммерческой деятельности.
Если такого учета нет, то все поступления могут облагаться налогами».
При этом эксперты отмечают похожесть данного случая на на другие дела, связанные с общественными организациями. Эксперт, пожелавший сохранить анонимность, рассказал «Газете.Ru», что нынешние проблемы Красного Креста напоминают ему дело Центра содействия международной защите. К этой некоммерческой организации, которую основала адвокат Михаила Ходорковского Карина Москаленко, Федеральная налоговая служба предъявила претензии. Налоговики квалифицировали как прибыль полученные центром гранты. Тогда Карина Москаленко заявила, что слово «грант» переводится как «пожертвование» и потому такое поступление денег не должно облагаться налогом.