Два крупных брокера обратились в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) с жалобами на ФБ ММВБ, заявил журналистам заместитель руководителя ФСФР Владислав Стрельцов в среду.
Торги на ММВБ в апреле останавливались трижды. Сначала 12 апреля на полчаса приостанавливались торги на валютном рынке. В течение этого времени на мониторе висела информация, что доллар стоит 13 рублей. Этот сбой ММВБ объяснила беспрецедентным объемом торгов. Затем 19 апреля за несколько минут до окончания торгового дня остановилась фондовая биржа. Причиной послужили проблемы, возникшие в сети передачи данных. Виновником стал один из восьми провайдеров, обслуживающих ММВБ, — «Эквант» (сейчас Orange Business Solutions). У него произошел 13-минутный сбой в телефонной сети. Оба эти инцидента не нанесли ощутимого ущерба инвесторам.
Самым масштабным стал сбой 20 апреля, затронувший как валютный, так и фондовый рынок. Он произошел в 10.31 по московскому времени, почти сразу же после открытия биржи. К полноценной работе ММВБ приступила только два часа спустя — в 12.40.
Сначала аналитики не видели поводов для беспокойства и в этом случае. За время «простоя» ММВБ на мировых площадках не произошло ни резкого падения, ни заметного роста, так что сильно недовольных быть не должно, отмечали они.
Однако все оказалось не так просто. Система не учла ряд сделок, отмечают брокеры, в связи с чем клиенты понесли потери.
Дело в том, что перезагрузка системы «требует полного перезапуска как самой торговой системы ЗАО ММВБ, так и всех периферийных систем включая внешние программно-технические средства, находящиеся на эксплуатации у некоторых брокерских компаний», объясняет биржа. «Произошла рассинхронизация информации между центральным звеном Системы торгов ФБ ММВБ и периферийными системами обработки данных, используемыми клиентами ММВБ», — отмечается в официальном сообщении.
Теперь, по словам Стрельцова, необходимо решить тонкий юридический вопрос и выяснить, кто будет отвечать за ущерб, который нанесен клиентам: либо брокер, либо биржа.
Но вряд ли ответ найдется скоро. «Такие разбирательства обычно идут очень долго», — признал замглавы ФСФР.
«Вопрос щекотливый и неоднозначный», — соглашается юрист коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры» Александр Задорожный. «Данная ситуация представлена тремя участниками: ММВБ, которой предоставлена площадка для торговли, брокерами, потерпевшими убытки, и энергопоставщиком, предположительно по вине которого был причинен ущерб», — рассуждает он. Отношения между ММВБ и брокерами регулируются договором, а потому ответить на вопрос, будет ли в этой ситуации возмещать потери биржа, можно только после его изучения. В отношениях между брокером и поставщиком электроэнергии ясности больше, но это не радует. «В некоторых западных правопорядках подобные отношения могли бы быть квалифицированы как причинение чистого экономического ущерба, — отмечает Задорожный. — Но отечественная судебная практика демонстрирует негативное отношение судов к присуждению возмещения ущерба в подобных ситуациях, что делает удовлетворение возможных претензий к энергопоставщику малоперспективными».
Вероятнее всего, что в случае предъявления исков со стороны участников торгов ММВБ будет ссылаться именно правила, указанные в пункте 4.3 типового договора об обеспечении технического доступа к системе электронных торгов иностранными валютами на ММВБ, говорит директор аналитического департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс СНГ» Максим Черниговский.
Согласно этим правилам, биржа не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязательств, если это произошло вследствие нарушения нормального функционирования программно-технических средств техцентра или СЭЛТ из-за сбоев, неисправностей и отказов оборудования, сбоев и ошибок программного обеспечения, сбоев, неисправностей и отказов систем связи, энергоснабжения, кондиционирования и других систем жизнеобеспечения, а также других непредвиденных обстоятельств, неконтролируемых биржей.
Однако, по мнению Максима Черниговский, тем самым биржа поставит под угрозу свою репутацию как удобной и безопасной биржевой площадки. «Кроме того, участники электронных торгов могут возразить, что практика делового оборота требует проявлять разумную предусмотрительность, в частности, при запуске сложных компьютерных систем — защищать их от сбоев в энергоснабжении. С учетом нынешнего состояние электросетей, перепады напряжения или даже отключения электричества вовсе не являются «непредвиденными обстоятельствами». Трудно спрогнозировать, какую позицию займет суд», — отметил юрист.
«Группа ММВБ выражает готовность оказать всестороннюю поддержку и содействие в разрешении проблемных ситуаций, возникших у ряда участников торгов с их клиентами после технического сбоя 20 апреля 2007 года», — уже заявила биржа.