Хотя доля незаконно использованных средств невелика, нарушения были выявлены во всех четырех приоритетных проектах. Лидером стало «Здравоохранение» — здесь с нарушениями были потрачены 1,3% денег, дальше идет «Образование» — 0,9%, лучше всего обстоит дело с нацпроектами «Развитие АПК» и «Доступное жилье» — по 0,1%.
В Росфиннадзоре довольны результатами проверки. Обнаруженные нарушения «менее значимы, чем характерно для расходования бюджетных средств», с удовлетворением констатировал руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергей Павленко. «Ожидалось, что будет больше нарушений, процент потраченных с нарушениями средств оказался низким», — пояснил «Газете.Ru» советник главы Росфиннадзора Владимир Мешков. Даже «лидерство» «Здравоохранения» не вызывает у чиновников беспокойства. Напомним, осенью прошлого года в деятельности руководителей фондов обязательного медицинского страхования были выявлены такие серьезные финансовые нарушения, что скандал приобрел криминальный характер. Руководство ФОМСа было обвинено в махинациях при проведении конкурса на поставки лекарств по программе дополнительного лекарственного обеспечения, и против главы федерального фонда медстраха и его заместителя было заведено уголовное дело.
Но в Росфиннадзоре не связывают выявленные нарушения с тем скандалом. «Дело в том, что денег на «Здравоохранение» поступило значительно больше, чем на другие нацпроекты», — пояснил Владимир Мешков.
Тем не менее при общем оптимистическом настроении проверяющего органа есть вещи, которые вызывают беспокойство, — это неэффективное расходование средств. Больше всего денег, потраченных с нарушениями, 178 млн рублей, пришлось на него. То есть средства не столько прилипали к рукам нечистоплотных чиновников, сколько были потрачены попросту бестолково.
«Под неэффективным использованием средств имеются в виду ситуации, когда приобретается имущество, но не вводится в эксплуатацию, — объяснил суть таких нарушений Владимир Мешков. — Например, купили реанимобиль, а оборудование для него — нет».
В качестве характерного чиновники привели пример Ульяновской области, где были закуплены автомобили скорой помощи «Газель», в то время как вся авторемонтная инфраструктура ориентирована на «УАЗы».
Такое положение дел вполне объяснимо, считают эксперты. По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игоря Николаева, средства не удается грамотно расходовать из-за того, что изначально не были разработаны механизмы реализации нацпроектов, не было прописано, как нужно тратить выделенные деньги. «Если вспомнить, как формулировались направления нацпроектов, можно увидеть, что никакой комплексности, системности не предусматривалось, — сказал Николаев. — Получается, что были сформулированы цели, даны средства, а дальше министерства и ведомства на ушах стояли, думая, на что и как их потратить. Так что неэффективность была заложена в самом начале, а это — лишь конкретные ее проявления».