«Аэрофлот – российские авиалинии» попробует выйти в Европу через Италию. О планах российской компании в понедельник в Милане заявил представитель итальянского банка Unicredit Серджио Эрмотти. Заявка на участие в тендере будет подаваться от консорциума, в котором 95% будет принадлежать российскому национальному перевозчику, а 5% — крупнейшему итальянскому банку. Эту информацию подтверждает РИА «Новости» пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг: «Мы подали заявку в министерство финансов Италии на приобретение акций Alitalia». После рассмотрения заявки ведомством Россия будет включена в официальный список претендентов на покупку.
В течение дня после известия о заявке акции «Аэрофлота» выросли больше чем на 5%.
Как уточняет ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в «Аэрофлоте», ранее рассматривался вопрос покупки активов одной из трех авиакомпаний — Alitalia, Lufthansa или одного из арабских перевозчиков. Выбор пал именно на Alitalia, так как «у нее более новый парк самолетов и наиболее устраивающая нас сетка регулярных маршрутов». Еще одной причиной послужило предположение, что стоимость пакета будет снижена из-за долгов и разногласий с профсоюзами.
Размер пакета, который планирует приобрести российско-итальянский консорциум, не уточняется. Известно, что ,по условиям объявленного тендера, претендент должен приобрести не менее 30,1% акций из госпакета, составляющего 49,9%. Напомним, что 2 апреля — это последний срок, который минэкономики Италии установило для подачи заявок на покупку авиакомпании.
Сейчас Alitalia находится в глубоком кризисе. Решение о передаче контрольного пакета акций компании в частное владение вызвано неспособностью ее руководства самостоятельно преодолеть проблемы. Компания с 2002 года не выходит в плюс по итогам года. Так, 2006 год Alitalia завершила с убытками в 400 млн евро.
При этом авиакомпания не хочет продаваться кому попало.
Условиями для потенциальных покупателей стали высокая финансовая состоятельность (минимальный капитал претендента должен составлять 100 млн евро), предложение плана глобальной реструктуризации компании, а также обязательное сохранение рабочих мест и бренда Alitalia. К началу тендера появилось 11 претендентов на приобретение авиакомпании. После первого отбора конкурировать за Alitalia продолжает лишь половина: AP Holding (ее контролирует владелец AirOne Карло Тото), известный бизнесмен Карло де Бенедетти (в коалиции с несколькими европейскими инвестбанками), итальянский банк Unicredit, MatlinPatterson и Texas Pacific Group Europe. К концу июня 2007 года правительство Италии планирует закончить процесс приватизации.
«Аэрофлоту» такая покупка дала бы многое. «Само собой, для компании это будет не финансовой инвестицией, а возможностью выхода на рынок европейских авиаперевозок», — подчеркивает аналитик ИК Financial Bridge Ольга Шкред. Руководство «Аэрофлота» уже неоднократно заявляло, что компания очень хочет приобрести Alitalia или создать «дочку» в Европе. По мнению руководителя аналитического отдела компании «Авиапорт» Олега Пантелеева, это связано с отсутствием у нашей страны договора типа «Открытое небо» — этот договор между ЕС и США упрощает авиасообщение между странами, открывая для авиакомпаний максимально возможное количество аэропортов. «Наличие европейской дочки развязывает руки и позволяет значительно расширить возможности авиаперевозчика», — считает аналитик.
Если «Аэрофлоту» удастся таким образом выйти на европейский рынок, то этим национальный перевозчик создаст прецедент. Сейчас российские авиаторы смогли пробиться в Европу, только приняв участие в приватизации убыточной венгерской компании Malev. Напомним, что Malev приобрела венгерская компания AirBridge Zrt, однако фактически перевозчик стал частью российского авиационного альянса AiRUnion, так как 49% AirBridge принадлежат гендиректору AiRUnion Борису Абрамовичу.
У Alitalia долгов гораздо больше, чем было у Malev, правда, и перспективы лучше.
«У итальянской компании более обширный парк, в котором много самолетов A-320, как и у самого «Аэрофлота», — отмечает Пантелеев. — К тому же у Alitalia очень обширная маршрутная сеть, включающая дальнемагистральные маршруты, и хорошие позиции в Европе». Еще одним важным фактором аналитик считает то, что Alitalia, как и «Аэрофлот», является членом альянса SkyTeam. Но полноценно использовать преимущества перевозчика «Аэрофлот» сможет при условии реального контроля над деятельностью компании. Однако просто так российской компании контроль над европейским авиаперевозчиком не отдадут. «В Европе не принято предоставлять контрольный пакет нерезидентам», — напоминает Пантелеев.
Правда, пока не ясно, планирует ли российская авиакомпания получить полный контроль над итальянским перевозчиком. Даже при покупке всего госпакета (49,9%) в распоряжении «Аэрофлота» окажется чуть больше 47% акций — пакетом будет владеть консорциум, в котором у российской компании 95%. «Европа, скорее всего, отнесется негативно к тому, что контроль над национальным перевозчиком Италии перейдет к другому государству», — считает Ольга Шкред. В то же время, по мнению аналитика, Италия ради спасения компании может снизить ее статус — Alitalia явно перестает быть национальным перевозчиком. Это подтверждает тот факт, что государство не стало само решать проблему авиакомпании, а выставило ее на продажу.