Дума в первом чтении одобрила введение в России трехлетнего бюджета. Соответствующие поправки, предложенные правительством, обсуждались в парламенте в среду. Но трехлетнее планирование — далеко не единственное нововведение, которое правительство вносит в Бюджетный кодекс (БК). По словам представлявшей законопроект замминистра финансов Татьяны Голиковой, БК обновился на 90%.
Закон определяет, что дефицит федерального бюджета должен составлять не более 2% ВВП.
Обсуждение депутатами бюджета должно проходить не в четырех чтениях, как это происходит сейчас, а в трех, причем к первому чтению уже должны быть утверждены обязательства государства. Это означает, что депутаты не смогут участвовать в прогнозировании таких макроэкономических показателей, как рост инфляции или ВВП, а соответственно, и доходности федерального бюджета. Именно это по действующему законодательству является предметом обсуждения на первом чтении.
Теперь народных избранников просто поставят перед фактом и попросят сразу перейти к обсуждению расходов.
Кроме того, поправки регламентируют порядок реализации бюджетных инвестиций: по объектам стоимостью больше 600 миллионов рублей решение принимает правительство, по более дешевым — министерства и ведомства, участвующие в бюджетном планировании.
Большинство этих предложений встретили у депутатов крайне негативную реакцию. По мнению членов Госдумы, закон предоставляет правительству слишком широкие полномочия по расходованию бюджетных средств, а парламент в этом процессе, по их мнению, выглядит статистом. «Происходит снижение контроля парламента над расходованием денежных средств, — констатировал в своем выступлении депутат от Красноярского края Валерий Зубов. — Если наш парламент добровольно отказывается от своих главных функций, что нам остается здесь делать?»
«Вы что, считаете нас за идиотов?! Это вызов! — не стеснялся в выражениях родинец Виктор Черепков. — Если так пойдет и дальше, бюджет превратится в общак Минфина».
Беспокойство выразил и представитель «Единой России» Геннадий Кулик. Он даже предложил продлить срок внесения поправок, намеченный на пятое апреля. «Судьба парламентаризма в ваших руках», — резюмировал он. Но несмотря на то, что в ходе обсуждения на законопроект не было высказано ни одного положительного отзыва, парламентарии не только одобрили его, но даже не стали продлевать срок внесения поправок.
О том, какие поправки к законопроекту депутатам больше всего хотелось бы видеть, рассказал спикер Госдумы Борис Грызлов. «Слишком многие решения по расходованию бюджетных средств остаются за правительством, — пояснил он. — Принимая концепцию изменений БК, мы считаем необходимым при обсуждении поправок подумать об усилении контроля со стороны парламента за расходованием бюджетных средств, особенно средств Инвестфонда и федеральных адресных инвестиционных программ».
Эксперты полагают, что законопроект имеет политическую подоплеку. «Это конкуренция среди институтов власти — в свете начинающейся предвыборной кампании депутаты требуют расширения полномочий», — говорит директор Центра политических исследований Алексей Макаркин. Но эксперт считает, что депутаты своего не добьются, Кремль вряд ли пойдет им навстречу. «Кремль хочет придерживаться определенной линии, которую он проводит через Минфин: не дать разбазарить стабфонд, что с удовольствием сделали бы депутаты», — пояснил Макаркин стремление исполнительной власти не давать парламенту больших полномочий по контролю за бюджетом.
Экономическая целесообразность законопроекта, по мнению аналитиков, выглядит сомнительной.
Сторонники законопроекта, среди которых и премьер-министр Михаил Фрадков, считают, что он должен обеспечить возможность бюджетополучателям планировать свою деятельность на несколько лет вперед, обеспечить стабильность и ужесточить контроль за исполнением бюджета. «Подозреваю, что при введении среднесрочного планирования параметры бюджета ежегодно будут сильно пересматриваться из-за ошибок, — говорит Наталья Акиндинова, эксперт Центра развития. — А ошибки, вероятно, будут большими, так как это первый опыт».