Вопросы защиты прав пациента и страхования профессионального риска врачей? «возможно, вскоре будут рассмотрены на одном из совещаний в Кремле», сообщил в интервью газете «Известия» министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Проблема врачебных ошибок действительно более чем актуальна в России.
42% граждан, опрошенных Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), заявили, что сталкивались с ошибками врачей в диагнозе или в выборе лечения.
39% уверены, что их причина кроется в отсутствии у врача профессионализма, опыта и желания повышать квалификацию. Треть россиян полагают, что врачебные ошибки случаются вследствие «безответственности, невнимательности, равнодушия врачей, отсутствия у них интереса к работе». Есть и такие, которые убеждены, что корень проблемы в коррумпированности врачей и коммерциализации медицинских услуг, а также в безнаказанности персонала лечебных учреждений.
Российские страховщики поддерживают идею Зурабова. По мнению генерального директора страховой компании «Ингосстрах» Александра Григорьева, это позволит массово сформировать совершенно другую культуру обслуживания врачами своих клиентов. «Отвечая деньгами, люди сразу же начинают думать», — отметил Григорьев.
За границей давно существует в обязательном порядке страхование ответственности медработников. У нас же это практикуют лишь некоторые лечебные учреждения на добровольных началах. Как рассказала директор центра страхования ответственности компании «Росно» Галина Гуляева, пока лишь 5% лечебных учреждений в России страхуют свою ответственность перед пациентами. В основном это частные клиники, хотя есть и государственные. Как правило, это клиники, где высок риск — например, пластической хирургии, стоматологии, гинекологии. Кстати, многие страховые компании без охоты идут на страхование клиник пластической хирургии. Как говорят специалисты, в данной области слишком высок риск и его сложно просчитать. «В последнее время заметна тенденция, когда страхуются вновь открытые медицинские центры, которые предлагают страховку своих сотрудников в качестве имиджевой составляющей», — говорит Гуляева.
В России страхуется обычно лишь неправильно подобранное лечение. «А вот от врачебной халатности, увы, никто не застрахован», — говорит Григорьев. Впрочем, Гуляева припомнила случай, когда в одной стоматологической клинике пациент встал, наткнулся на неубранный рычаг оборудования и повредил глаз. Врач в этом случае был признан виновным, а пациент получил материальную компенсацию, которая покрывала лечение и «трудовой» простой.
Однако, чтобы страхование врачебных рисков стало обязательным, надо решить множество проблем. Закон о защите пациентов необходим, если только не будет носить такой же декларативный характер, как действующий сейчас закон «О медицинском страховании», говорит начальник отдела по работе с физлицами юридической компании «Частное право» Наталья Бокова. Во-первых, надо определить стоимость врачебной ошибки. Сейчас, при добровольном страховании, максимальную страховую сумму определяет само лечебное учреждение. Она рассчитывается из возможной суммы убытков, а страховой взнос составлет от нее примерно 0,8–2%. Например, при страховой сумме 1,5 млн рублей медучреждение платит примерно 22 тыс. рублей год. «Для клиники, которая обслуживает высооплачиваемый контингент, это сущие копейки», — говорит Гуляева.
Но для бюджетного учреждения эта цифра может быть существенной. К тому же, 1,5 млн рублей — это возможная цена лишь одной врачебной ошибки, далеко не самой крупной. Страховщики приводят пример, когда именно в такую сумму оценили ущерб пациента от неправильно сделанной операции на позвоночнике, из-за чего ему пришлось повтороно ложиться под нож в другой клинике. Страховая выплата в таком случае, как ампутация руки у двухмесячной девочки — именно такой чудовищный случай произошел недавно в Краснодарском крае — может быть гораздо выше. Впрочем, это все — по меркам добровольного страхования. Какие суммы положит пострадавшим государство, неизвестно. Но если они будут малы, идея не стоит воплощения, это будет лишь очередной издевкой над гражданами. Если же суммы будут адекватными реальному ущербу, то страховые взносы могут быть весьма велики, если учесть, что пострадавшим от вречебных ошибок себя считает минимум каждый третий россиянин.
Очевидно, дополнительные расходы потребуют увеличения отчислений в фонды медицинского страхования. «В любом случае конечным источником средств, конечным плательщиком выступит потребитель медицинских услуг — будет ли это фонд ОМС или физическое лицо, обратившееся за платными медицинскими услугами», — говорит руководитель Управления личного страхования ЗАО «Стандарт-Резерв» Валерий Нехорошев. Впрочем, он полагает, что «возрастание стоимости медицинских услуг в связи со страхованием будет, по-видимому, не сиюминутным и не столь значительным».
Также закон не сможет работать, если в нем четко не прописать процедуру доказательства факта ошибки или халатности врача.
Бокова считает, что государство должно гарантировать выплату определенной компенсации каждому пострадавшему гражданину, которую тот получит без всяких условий.
«На эти деньги гражданин сможет, например, провести все необходимые экспертизы. Ведь это тоже стоит денег, и в некоторых случаях немалых», — объясняет Бокова.