В понедельник в Сингапуре на сессии МВФ и Всемирного банка глава Минфина России Алексей Кудрин получил награду от британского издания Emerging markets.
Emerging markets учреждено МВФ и Всемирным банком, ежегодно оно награждает 5 лучших министров финансов и 5 управляющих центральных банков за вклад в развитие экономик развивающихся рынков. Лучшим министром финансов Азии года был признан представитель Индонезии. Среднего Востока — представитель Египта; Африки — представитель Камеруна;
Латинской Америки — представитель Колумбии. Лучшим управляющим центрального банка Азии был признан председатель ЦБ Китая; Среднего Востока — председатель ЦБ
Объединенных Арабских Эмиратов; Африки — председатель ЦБ Нигерии; Европы — председатель ЦБ Словакии; Латинской Америки — председатель ЦБ Бразилии.
В своей торжественной речи Кудрин заявил, что Россия сохранит устойчивый рост и «сможет создать новую современную экономику». «Все инвесторы смогут получить хорошие возможности в России», — заверил он.
С 2000 года, когда Кудрин занял свой пост, дела с финансами в России действительно идут все лучше. Страна имеет профицитный бюджет, объем золотовалютных резервов третий в мире ($265,6 млрд), а стабфонд, сформированный в 2004 году, уже достиг 1 807 млрд рублей. В августе 2006 года Россия досрочно погасила задолженность Парижскому клубу, госдолг сократился до 5% от ВВП. За эти заслуги международные агентства неоднократно повышали рейтинги России. Так, в августе 2006 года Fitch Ratings повысило кредитный рейтинг России с ВВВ до ВВВ+. А в сентябре 2006 года агентство Standard & Poor's повысило долгосрочные кредитные рейтинги России с ВВВ до ВВВ+ (по обязательствам в иностранной валюте) и с ВВВ+ до А— (в национальной валюте ). «Эти повышения говорят о росте доверия инвесторов к нашим обязательствам, что напрямую связано с деятельностью министра финансов», — считает ведущий эксперт фонда экономических исследований «Центр развития» Наталья Акиндинова.
Впрочем, в этом заслуга не столько министра финансов, сколько благоприятной мировой конъюнктуры.
«Кудрину, как и всей нашей стране, повезло: сейчас существует крайне благоприятная ситуация, в которой стабильность, кредитоспособность и финансовая устойчивость достигаются достаточно просто»,
— говорит Акиндинова.
Так что, скорее всего, Кудрина наградили за его осторожность и приверженность к экономии. Несмотря на благоприятную ситуацию, Кудрин придерживается консервативной бюджетной политики: мы накапливаем сверхдоходы, направляем их на погашение внешнего долга, отмечают эксперты.
«Кудрин успешно балансирует между укреплением рубля и инфляцией»,
— говорит ведущий научный сотрудник Института географии РАН Дмитрий Орешкин.
Похоже, пост министра финансов — самая благодарная должность среди российских чиновников. В 1997 году британский журнал Euromoney признал лучшим министром финансов в мире Анатолия Чубайса. Правда, спустя 11 месяцев после этого в России случился дефолт. А в 1999 году журнал Central European назвал лучшим в странах Центральной и Восточной Европы Михаила Касьянова. Издание назвало «триумфом экономической дипломатии» успех Касьянова на переговорах с Лондонским клубом кредиторов.
Да и сам Кудрин уже дважды получал подобные титулы. По итогам 2002 года он признавался тем же Emerging Markets лучшим министром финансов года Центральной и Восточной Европы. Так отметили его вклад в экономические успехи России после 1998 года. «В основе успеха Кудрина лежат несколько факторов: его дипломатические способности, проведение реформ и удача», — написало тогда издание. А в декабре 2004 года британский журнал The Banker назвал Кудрина лучшим сразу в двух категориях: «Мировой министр финансов года» и «Министр финансов года стран Европы».
«Кудрина можно поздравить, но ему не позавидуешь»,
— считает Орешкин. «Это его звездный час и вершина карьеры. Но в последующие годы ситуация будет ухудшаться. Причины во внутренней конъюнктуре: все больше обостряется голландская болезнь, которая теперь уже стала российской; экономические реформы не идут должным образом, инвестиционный климат не улучшается», — говорит эксперт.